Общество

Секс и налоги

Проституцию недаром называют древнейшей профессией, коммерческий секс – один из самых доходных видов бизнеса. Секс и деньги – понятия неразделимые. Так было в незапамятные времена, и так будет всегда, вопрос лишь в том, кто получает при этом доход.

Проституцию недаром называют древнейшей профессией, коммерческий секс — один из самых доходных видов бизнеса. Секс и деньги — понятия неразделимые. Так было в незапамятные времена, и так будет всегда, вопрос лишь в том, кто получает при этом доход.

Как относится к проституции государство? В разных странах по-разному: некоторые ещё пытаются бороться с этим явлением, считая его опасным и аморальным, другие предпочли легализацию и лицензирование проституции как способ увеличения бюджетных поступлений. Логика тут понятна. Если бизнес незаконный, весь доход от него уйдёт в уголовную среду. Раз уж нереально полностью запретить проституцию, возможно, имеет смысл принять соответствующие законы и получать прибыль в казну. Но принесёт ли легальный рынок секс-услуг государственному бюджету серьёзные суммы налоговых отчислений? Гарантий нет никаких. Исторический опыт введения «налога на секс» достаточно противоречив.

История вопроса: античность

В античные времена рабство признавали общественно полезным явлением, его существование всячески поощрялось государством. А проституция стала особым видом рабства, она регламентировалась законами, которые ограничивали вовлечение в эту деятельность свободных граждан. Проститутки, как и другие категории рабов, должны были приносить доход государству. Существовали особые ведомства, надзиратели которого следили за борделями и уличной проституцией, устанавливали размер вознаграждения проституток, собирали с них налог. Его были обязаны платить все, кто внесён в особый список. Попасть в этот реестр могли и свободные граждане, если они были уличены в проституции. Типичная регистрация с последующим налогообложением предпринимательской деятельности.

Сводничество преследовалось законом только в том случае, когда совершалось по отношению к свободным гражданам. Иногда оно могло караться даже смертной казнью. Если на сводника работают проститутки из рабского сословия — ему ничего не грозит.

Ещё один интересный исторический факт: в Древней Греции не делали различий между женской и мужской проституцией, мальчики и юноши нередко вовлекались в этот бизнес. Во времена Римской империи за совращение свободных граждан мужского пола и принуждение их к занятию проституцией был предусмотрен большой штраф. За однополую любовь взрослых мужчин, то есть секс по взаимному согласию, наказания не было.

Позже в Европе законы стали запрещать проституцию, сводничество и гомосексуализм. В христианской традиции похоть — это смертный грех. Поэтому в Средние века эти преступления карались очень сурово — смертной казнью.

Менялись времена, менялись нравы

Эпоха Ренессанса отмечена отделением государства от церкви. Вся европейская культура стала более светской, моральные нормы уже не были такими жёсткими, отношение к проституции стало гораздо терпимее. Поэтому не удивительно, что публичный дом — дом терпимости — был в каждом даже в самом маленьком городишке. А в крупных портовых городах девицами легкого поведения заселялись даже целые кварталы, здесь горели те самые красные фонари.

Конечно, проститутки платили постоянную подать, оплачивали многочисленные штрафы при нарушениях, которые неизбежны в этом бизнесе, им назначали пени. Это целое финансовое искусство — ловко вытягивать из карманов жриц продажной любви деньги для пополнения городских, церковных и княжеских касс. Власти владели этим искусством в совершенстве. Желаешь открыть притон? Плати кругленькую сумму. И не факт, что потом весь доход от дома терпимости не утечёт в виде ежегодных налогов в пользу общины, церкви или двора.

Как сообщает нам Википедия: Проституция в Европе претерпела метаморфозы с приходом христианства: религия осудила проституцию, но при этом законодательство лицензировало публичные дома. В средневековых городах Западной Европы проституция обычно находилась под официальным покровительством. Например, в средневековой Англии покровителем борделей вначале был епископ Винчестерский, а позже парламент.

А как обстоят дела сегодня?

Современная ситуация

Вторая половина ХХ века. Потребительское общество, упадок нравственности... Проститутки начали активную борьбу за легализацию секс-бизнеса. В некоторых странах это привело к изменению законодательства, меняется и практика его применения.

В 1999 году проституция легализована в Дании, в 2000 — в Нидерландах, в 2002 году — в Германии. Далее к этому списку присоединились Австрия, Швейцария, Греция, Турция, Венгрия и Латвия. В 2013 году проститутки Канады подали иск, в котором утверждали, что существующее законодательство нарушает их конституционные права и угрожает безопасности. Верховный суд был вынужден признать, что запреты на: открытие борделей; возможность предлагать услуги сексуального характера в общественных местах; жить на доходы от занятия проституцией — не соответствуют конституции страны. Решение принято единогласно, оно должно вступить в законную силу в конце 2014 года.

А кто преступник?

Государство может установить любые законы, отношение к проституткам от этого меняется не всегда. Формально проституцию можно запретить, а фактически — не преследовать тех, кто занимается запрещённым бизнесом. Наказывать можно только сутенёров, или всю ответственность возложить на клиента. Вариантов по сути всего три:

· Запретительная криминализация: любая деятельность, связанная с продажей секса, запрещена. Покупка секса может быть (большая часть США) или не быть (Россия) преступлением. (Запретительная стратегия — наиболее частая в мире. Примеры: Россия, большая часть США, Буркина-Фасо, Суринам и многие другие)

· Аболиционистская криминализация: продажа и покупка секса как таковые не является преступлением, однако сутенерство, содержание борделей, вовлечение в проституцию, покупка секса у несовершеннолетних и т. д. (Примеры: Бельгия, Канада, Индия и др.)

· Криминализация клиента: продажа секса легальна, однако организация проституции и покупка секса наказуемы. Таким образом, в любом акте проституции всегда есть преступник — клиент. Подход впервые появился в 2000-х годах, и применяется всего в трёх странах: Швеции, Норвегии и Исландии. В начале 2010 г. обсуждалось принятие этой стратегии также Данией.

По данным доклада «Интернациональные подходы к декриминализации и легализации проституции» Новозеландского Министерства юстиции, октябрь 2007

Легализовать нельзя запретить

Пока в России законодатели не готовы поставить запятую в нужном месте. Время покажет, как изменится отношение общества к этой непростой дилемме.

Легализуем у нас в стране проституцию? Приравняем её к индивидуальной трудовой деятельности? Тогда проституция будет регулироваться трудовым и налоговым законодательством. Те, кто зарабатывает телом, будут платить налоги, получат право на медицинскую страховку, оплачиваемый отпуск, другие с социальные гарантии (пенсия, например).

Проиграет ли от этого бюджет государства? А вы сами подумайте. Законопослушные налогоплательщики-проститутки — очень уж неправдоподобные, почти сказочные для России существа.

Я категорически против налогообложения проституции. Ведь это предполагает легализацию аморального занятия. А подрыв традиционных ценностей общества нельзя оправдать никакой материальной выгодой.

Если вы испытываете сомнения по этому поводу, если чувствуете шаткость вашей личной моральной позиции, задумайтесь над тем, как хрупки традиционные семейные ценности, как много опасностей подстерегает подрастающее поколение в нашем суровом мире.

Евгений Сивков

Комментарии

25