Один, два, три… главбуха в компании

Сейчас все начнут со мной спорить, что в штате может быть только один главный бухгалтер, но давайте все же разберемся и оценим все «за» и «против». Кстати, аргумент(ы) почему главбух может быть только один, я приведу в конце статьи. Там же мы сделаем «тот самый» вывод.

Сейчас все начнут со мной спорить, что в штате может быть только один главный бухгалтер, но давайте все же разберемся и оценим все «за» и «против». Кстати, аргумент(ы) почему главбух может быть только один, я приведу в конце статьи. Там же мы сделаем «тот самый» вывод.

Один, два, три… главбуха в компании

Итак, почему все-таки на фирме может быть несколько главных бухгалтеров? Разбираемся.

Первое «за»: анализ действующего законодательства показывает, что прямого запрета на замещение должности главного бухгалтера несколькими лицами не существует.

Второе «за»: работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает необходимые кадровые решения и определяет организационно-штатную структуру предприятия, а также должности, которые будут существовать в штатном расписании организации и количество необходимых руководителю штатных единиц по каждой из них (смотрите, например, ст. 15, 22, 72.2, 74 ТК РФ, п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). Соответственно, в штатном расписании организации может существовать две штатные единицы по должности главного бухгалтера.

Третье «за»: в случае, если штатным расписанием установлена одна должность главного бухгалтера, а фактически её занимают два человека, это будет нарушение норм трудового законодательства, и работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 1 тысячи до 5 тысяч). Но это вполне можно пережить, даже если так случиться.

Четвертое «за»: если ситуация с двумя главбухами явилась следствием исполнения работодателем установленного частью 4 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение определенных категорий работников по сокращению (например, главбуха в декрете), то такое положение вещей не является нарушением трудового законодательства и потому, полагаю, не может повлечь за собой предъявление работодателю претензий со стороны гострудинспекции.

Пятое «за»: у каждой компании в штате бывает два главбуха! Не верите, но именно так происходит в момент передачи дел. Если на время передачи дел с новым сотрудником (новым главным бухгалтером) не был заключен гражданско-правовой договор, или он не был вначале принят, как заместитель главного бухгалтера с последующим переводом, то мы «смело» получаем двух главбухов.

А теперь контрдоводы: почему главбух может быть только одним?

Первое и последнее «за»: по смыслу ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предполагается, что главный бухгалтер (или иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) в организации должен быть только один.

И все? Кто же выиграл? Предлагаю всем самим сделать «тот самый» вывод.

Вот мне, например, кажется «смешным» утверждение, что главбух может быть только один. По нашему действующему законодательству директоров может быть сколько угодно, а главбух один. Нет уж, пусть главбухи, как и директора, разделят обязанности, право подписи (нет никаких оснований ограничивать их в этом), и пусть их будет столько, сколько нужно директору компании. Так будет, хотя бы, «по-честному»!

Евгений Сивков

Комментарии

3
  • Валерий

    Точно! Надо главбуха и на НДС, и на Прибыль, и на з/п.

    Нормальный ход на самом деле.

    согласен.

  • Natalikr

    Третье "за" - вызывает удивление и сомнение в компетентности автора. Одну ставку можно не только разделить на двоих, но и на троих и на пятерых и на десятерых. Прием сотрудника на неполную ставку называется.

    Да и право подписи, как тут заметили, прекрасно можно разделить без увеличения количества главбухов.

    И момент передачи дел вот прямо насмешил. Почему это довод в пользу существования двух главбухов в компании я не поняла. Даже если не касаться организационных моментов ..... на самом деле в момент передачи дел нет двух человек "ответственных за учет". Один актуально ответственный передает дела, другой в будущем ответственный - принимает.