Права потребителей

Пост на коленке. О том, что нельзя запрещать покупателю

Пару часов назад зашел в магазин и обратил внимание, как охранник заставляет покупателя оставить сумку в ящике для хранения. Посетитель магазина не хотел, мотивируя, что эти ящики не защищают от злоумышленника. Но охранник настаивал, утверждая, что ящики для того и стоят, чтобы посетители там сумки оставляли.

Необходимой вещи в этом магазине не было, и я ушел, так и не узнав чем кончился спор.

Пришел, сижу, думаю. А ведь охранник не прав. Требовать оставлять сумку на хранение, есть не что иное, как навязывание услуги, что законом о защите прав потребителей прямо запрещено. И странно, что охранник этого не знает. Но, что важнее, об этом не знал и посетитель. Иначе его аргументы звучали бы по-другому.

А чего еще не вправе требовать магазин от посетителя?

  1. Осмотреть содержимое сумки или карманов. Если хотите, можете показать по требованию сотрудников магазина, но если у вас такого желания нет, то это достаточный повод, чтобы отказать в таком требовании.

  2. Не входить в зал с коляской или специальным средством передвижения для людей с ограниченными возможностями. Такой запрет, это грубое нарушение правил торговли. Что мама с коляской, что человек, передвигающийся в инвалидном кресле, это маломобильные люди, чье передвижение ограничивать запрещено.

  3. Запрет на видео и фотосъёмку. Потребитель может получать информацию о товаре любым законным способом. К таким относится и фото-видео съемка. В торговых залах открытых для посещения покупателями.

  4. Платить за разбитый покупателем в зале товар. Риск случайной гибели товара, несет собственник. А собственник товара, до момента его оплаты, магазин. Но, магазин вправе, через суд потребовать возмещение ущерба, если сможет доказать что товар был разбит умышленно либо из-за грубой неосторожности покупателя.

  5. Требовать предъявления документов. Исключением является магазин торгующий товарами, ограниченными в обороте. Все остальные обязаны продавать товар с сохранением анонимности покупателя.

    Это те нельзя, которые мне пришли в голову. На самом деле их гораздо больше. Может вы. Дорогие мои читатели вспомните, что я упустил? И да, спасибо, что читаете меня.

    Еще мои статьи

Комментарии

13
  • Марин@@

    Вход в магазин с собакой на поводке и в наморднике в Москве тоже не запрещен, если мне не изменяет память

      • Марин@@

        С моей точки зрения, абсолютно точно. П.1.10 Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве. Выгул и появление с собакой - разные вещи. Развешанные запрещающие таблички со времен новой редакции не имеют юридической силы.

  • Жанна

    а я не поняла, что это за викторина уровня младших классов на профессиональном форуме и для чего она? Есть ЗоЗПП и ГК, там всё написано.

    сижу, думаю. А ведь охранник не прав. Требовать оставлять сумку на хранение, есть не что иное, как навязывание услуги, что законом о защите прав потребителей прямо запрещено

    Простите, а вы точно юрист?

    Услуга предполагает обязанности сторон и ответственность за несоблюдение договора, заключенного в какой-либо форме. Магазин за хранение сумок ответственности не несет, договор не заключает, ни письменно, ни в виде публичной оферты, => никакую услугу по хранению не оказывает. А значит, и требовать оставлять сумку не имет права.

    • Марин@@

      Хорошо, что все согласны, что сумку оставлять покупатель по общему правилу не обязан, потому что нет такой нормы. Как и с тем, что нет нормы, дающей право охраннику этого требовать по общему правилу. Здесь спора нет, верно? А вот дальше - спор есть. Если покупатель согласится оставить сумку, я считаю, что магазин несет ответственность за нее, так же как поликлиника за сданную в гардероб вещь ( п.2 ст. 887), что бы сам магазин по этому поводу ни думал и ни писал. Номерок - это и есть та самая письменная форма. Как доказывать, что было передано на хранение - это следующий вопрос.

      • Жанна

        было бы интересно ознакомиться с судебной практикой по этому вопросу. Хотя лично я считаю, что шансы покупателя получить реальную компенсацию очень малы, т.к. магазин скажет, что всего лишь предоставил возможность для хранения вещей. И, кстати, многие магазины, видимо, с хорошими юристами или наученные горьким опытом, не настаивают на том, чтобы обязательно оставить свои вещи, а один из сетевых гиперов предоставлял услугу по оборачиванию вещей в пленку, чтобы их можно было брать с собой, но в них было сложно засунуть товар.

        • Ирина

          Судя по видео в интернете, на котором некая дама (возможно цыганской национальности 🤔) после посещения магазина вытаскивала из юбки разные товары, некоторых посетителей нужно самих плёнкой оборачивать.

          • Жанна

            да, видела я это видео, даже, по-моему, сохранила где-то. Да, от воровства сложно защищаться.

  • А у нас Пятёрочка как только открылась, ящики стояли для сумок. Просили оставлять там сумки. Народ оставлял. А пару лет назад убрали. Даже объявление какое-то висело... теперь уж точно не помню. Что-то типа, для Вашего удобства мы отменили, гуляйте свободно со своими сумками

    Прямо рядом Магнит находится. Требуют оставлять в ящиках.

    Ходишь периодически и туда, и сюда и удивляешься: а какая собственно разница?

    • Это наверное маркетинговые заморочки. Наш магазин лучше потому, что мы не заставляем хранить сумки в ящиках. Как по мне так ящики это не плохо. может мне необходимо не таскать за собой сумку, а налегке всецело отдаться шопингу. А здесь и ящичек и с замочком. Только со стороны магазина это всё-таки услуга. Ее цена скрыта в стоимости товара. А значит магазин несет ответственность за ее оказание.

    • dubinaswet

      Наша Пятерочка (Омск) сказала, что ящики, замки, дверцы часто ломаются, и их дешевле убрать, чем ремонтировать.