Фантомный опцион (фантомная доля) в России: как грамотно оформить, перечень документов и описание схемы. Рассказывает корпоративный юрист

На тему оформления фантомных опционов в российской юрисдикции написано немало статьей. Однако, на мой взгляд, они не в полной мере отражают все детали схемы оформления фантомных опционов в России. В этой статье я постараюсь наиболее полным образом описать схему оформления указанного корпоративно-финансового инструмента. 

Фантомный опцион – инструмент вознаграждения, при котором держатель фантомного опциона получает вознаграждение за свою деятельность (работу, услуги, etc.), осуществляемую в пользу компании, в виде части чистой прибыли такой компании.

В отличие от реального опциона фантомный опцион не предполагает предоставление держателю [фантомного] опциона права на получение доли в компании, однако предоставляет право фактически участвовать в распределении чистой прибыли компании, как правило, при достижении KPI.

На первый взгляд, фантомный опцион представляет собой ничто иное, как старую добрую премию (в контексте владения фантомным опционом сотрудником компании).

Однако:

Если бы фантомный опцион был просто премией, то данный инструмент вряд ли выделяли бы в отдельную категорию.

Если для получения традиционной премии работнику компании не нужно лезть «под капот» компании и интересоваться размером чистой прибыли компании и её судьбой, то в случае с фантомным опционом работнику (иному держателю фантомного опциона) как раз-таки нужно будет это делать в целях обеспечения своих интересов. Это определяет повышенную сложность оформления фантомного опциона по сравнению с премией.

Если схему получения традиционной премии можно оформить с помощью только трудового договора и, опционально, с помощью локального акта компании «Положения о премировании сотрудников (работников) компании», то для структурирования фантомного опциона понадобится оформление трудового договора с сотрудником компании (гражданско-правового договора с иным лицом), соответствующего решения общего собрания участников компании и, как максимум, корпоративного договора.

Итак, как оформить фантомный опцион, разберём схему.

1. Трудовой договор или гражданско-правовой договор с будущим держателем фантомного опциона

С точки зрения законодательства ничто не мешает менеджменту и владельцам компании часть чистой прибыли компании выплачивать лицу, не владеющему долей в компании (работнику, ментору, эксперту, инвестору, etc.).

Однако для такой выплаты необходимо документальное основание. Таким документальным основанием может (должен) являться трудовой договор с сотрудником компании или гражданско-правовой договор с иным лицом, в котором будет указано, что в случае достижения KPI такой сотрудник (иное лицо) имеет право получить (получает) в качестве вознаграждения, например, 2 процента от чистой прибыли компании, полученной ею за соответствующий квартал, полугодие или год.

Такой документ будет юридическим основанием для осуществления выплаты бухгалтерией. Он является, что называется, «операционным», то есть документом, на основании которого осуществляется трансфер (выплата) денег.

В случае с реальным опционом операционным документом является сам опцион (на основании которого осуществляется трансфер доли в компании), в случае с фантомным опционом операционным документом является трудовой договор с работником компании или гражданско-правовой договор с иным заинтересованным лицом.

Поскольку держатель фантомного опциона фактически участвует в распределении чистой прибыли компании, то у него должно быть право ознакомиться с отчётностью компании – убедиться в том, что ему заплатят условные 2 процента от реальной чистой прибыли компании, а не от специально заниженной («нарисованной») суммы.

Такое право требовать предоставления отчётности и сопутствующей документации компании справедливо может быть/должно быть включено в договор с держателем фантомного опциона.

Поскольку фантомный опцион предусматривает обязанность компании его исполнить (осуществить выплату по фантомному опциону), то в договоре с держателем фантомного опциона также должна быть установлена ответственность компании в случае невыплаты или задержки выплаты по фантомному опциону – к примеру, неустойка, начисляемая в пользу держателя фантомного опциона за каждый день просрочки (невыплаты). Конечно, предельные сроки исполнения фантомного оцпиона также должны быть указаны в договоре.

В принципе, на этом можно и остановиться, однако, во-первых, выплата части чистой прибыли компании может являться крупной сделкой для компании, а во-вторых, кто-то из участников компании (владелец реальной доли в компании) может оказаться против фактического участия в распределении чистой прибыли компании держателя фантомного опциона и застопорить сделку (ведь в случае выплаты по фантомному опциону такой участник получит дивидендов меньше, чем ему положено по закону).

Для того, чтобы обеспечить фантомный опцион, необходимо оформить ещё ряд документов, о которых я расскажу далее.

2. Решение общего собрания участников компании (далее – ОСУ) об одобрении фантомных опционов или решение ОСУ об утверждении «Положения о фантомных опционах»

Поскольку реализация фантомного опциона может нарушить права участников компании на получение дивидендов в полном объёме, необходимо, чтобы все участники (владельцы) компании своим решением легитимизировали (одобрили) фантомные опционы.

Если фантомные опционы выдаются малой партией уже определённым лицам, то можно ограничиться просто решением ОСУ об одобрении фантомных опционов в пользу таких лиц.

Если же компания решила запустить целую программу по выдаче фантомных опционов и полный перечень [будущих] держателей фантомных опционов ещё не определён, то нужно будет решением ОСУ утвердить локальный акт компании «Положение о фантомных опционах», в котором будут содержаться правила выдачи фантомных опционов на будущее (которые надлежит исполнять менеджменту компании).

Конечно, можно под каждую партию фантомных опционов созывать ОСУ и одобрять их в отношении конкретного перечня лиц, однако утвердить указанное положение и больше не «заморачиваться» по вопросу, будет в некоторой степени удобнее (если, конечно, ОСУ доверяет генеральному директору; если же не доверяет в полной мере, то можно под каждую партию фантомных опционов созывать ОСУ и утверждать их в отношении конкретного перечня лиц).

На основании решения ОСУ об одобрении фантомных опционов или решения ОСУ об утверждении «Положения о фантомных опционах» генеральный директор получает обоснованное право выдавать фантомные опционы конкретным лицам и/или лицам, соответствующим критериям, указанным в «Положении о фантомных опционах», а бухгалтерия получает юридическое основание для выплат по фантомным опционам.

В принципе, и на этом этапе можно остановиться. Однако держатель фантомного опциона может оказаться в ситуации, при которой на соответствующем общем собрании участников компании будет принято решение о распределении всей чистой прибыли компании между её участниками (владельцами), что может лишить возможности генерального директора (бухгалтерию) осуществить выплату по фантомному опциону (опционам), поскольку формально фантомные опционы привязаны конкретно к чистой прибыли компании, а вся чистая прибыль оказалась потрачена на дивиденды участникам (владельцам).

Конечно, держатель опциона может обратиться в суд и в судебном порядке добиться выплаты по фантомному опциону, однако это может быть очень долго и довольно дорого (что порой означает «нецелесообразно»).

Для того, чтобы в полной мере (максимально) обеспечить защиту фантомного опциона (снизить риски указанного неблагоприятного сценария и повысить вероятность исполнение фантомного опциона), необходимо включить в схему оформления фантомного опциона (опционов) корпоративный договор.

3. Корпоративный договор между участниками (владельцами) компании и держателями фантомных опционов

Как я указывал в предыдущем разделе статьи, корпоративный договор между участниками (владельцами) компании и держателями фантомных опционов позволит в полной мере защитить права/интересы последних.

В таком корпоративном договоре необходимо указать, что участники (владельцы) компании обязуются не распределять между собой часть чистой прибыли компании, отданной под реализацию фантомных опционов и не принимать на ОСУ соответствующих решений.

В случае нарушения такого обязательства участники компании, нарушившие условия корпоративного договора, обязуются персонально выплатить штраф (неустойку) держателю фантомного опциона, право которого на получение выплаты было нарушено. Это позволит ещё более минимизировать риски для держателей фантомных опционов.

Указанный корпоративный договор можно заключить между участниками компании и каждым держателем фантомного опциона, однако, целесообразнее, на мой взгляд, сделать один корпоративный договор, в котором его стороной помимо участников компании станет один-два держателя фантомного опциона, а остальные держатели фантомных опционов по мере их выдачи будут присоединяться к такому корпоративному договору и его положения будут распространяться на отношения между участниками компании и каждым новым держателем фантомного опциона.

Иными словами, такой корпоративный договор можно сделать в виде договора присоединения.

В завершение статьи отмечу также, что целесообразно на всякий случай предусмотреть в уставе компании положение, предусматривающее возможность непропорционального распределения чистой прибыли компании между её участниками (владельцами).

Такое положение может оказаться необходимым (полезным) в процессе регулирования финансовых потоков при распределении чистой прибыли компании.

С уважением, Евгений Рябов, инвестиционный и корпоративный юрист, предприниматель, автор книги "Стартап и инвестор: правила игры"

Почта / Телеграм / WhatsApp

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Личные финансы

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Ведение бизнеса

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру