Как не обжечься на уловках арендаторов?

Как понять, когда арендатор испытывает трудности, а когда просто хочет сэкономить?
Как не обжечься на уловках арендаторов?

Торговые центры по-прежнему в зоне турбулентности из-за закрытия известных магазинов международных марок. Покупатели не доходят до оставшихся в ТЦ магазинов, что влияет на работу торговых площадок в целом. По данным РСТЦ, весной по посещаемости торговые центры потеряли 10-15% к 2019 и 2021 годам. Там, где были крупные иностранные игроки, падение доходов по аренде составило до 20-25%, где больше отечественных игроков — падение менее серьезное.

Сегодня, владельцев и управляющих торговых центров, волнуют многие вопросы. Как эффективно «рассадить» оставшихся арендаторов? Как грамотно выстроить работу с арендаторами в условиях падения трафика и выручки?

Доходы людей резко сократились, цены подскочили, на первое место выходит вопрос цены. Выиграет эту битву тот игрок, который сможет позволить себе дольше работать на грани рентабельности. Такие дискаунтеры, или магазины фиксированных цен, как Fix Price, «Светофор», «Все по 50», будут оставаться на плаву гораздо дольше и с более востребованы, чем «Азбука вкуса», «Лэнд», «Вкусвилл», которые закрывают нерентабельные магазины.

Покупатель стал избирательным, потребности целевых аудиторий изменились. У потребителя изменилось отношение к товарам и услугам не первой необходимости, из-за уменьшения денежных средств в кошельке.

Думаю, что в полном объеме ушедшие иностранные бренды не заменят ни отечественные производители, ни турецкие, ни китайские компании. Они не смогут тягаться с крупными игроками, потому что у них не выстроена логистика, реклама, нет грамотно подобранной ассортиментной линейки. В нашей стране еще пока нет выстроенного бизнеса мирового масштаба такого уровня: нет ни таких объемов, ни маркетинговых подходов, ни влияния на рынок, ни информационной обеспеченности. Но, актуализировать и улучшить концепцию ТЦ в России, можно, и нужно.

Трендом последних лет была реконцепция объектов, создание пространств с фудкортами, зонами отдыха и концептуальными магазинами.

Для актуализации концепции ТЦ девелоперским компаниям и арендаторам нужно проанализировать категории:

  • Посетители
  • Спрос
  • Реклама
  • Арендаторы
  • Локация
  • Общие концепции ТЦ
  • Конкуренция

Итогом такого анализа станет перечень конкретных действий, направленных на усиление внутренних преимуществ ТЦ, понимание ЦА и причин, по которым люди будут продолжать приходить, покупать товары и пользоваться услугами обновленного торгового центра в ближайшее время. В сегодняшних реалиях важно спрогнозировать товарооборот, на который должен выйти арендатор через полгода после открытия.

Новая жизнь «на районе» 

Наша компания последние несколько лет активно работаем над развитием районных ТЦ. И кризисы подтверждают востребованность и устойчивость такого формата торговой недвижимости. Социальная роль человека в районном ТЦ более заметна, чем в масштабных торговых центрах, что стало нравиться потребителям.

Еще несколько лет назад районные торговые центры представляли собой объекты с хаотичным набором арендаторов, своеобразной архитектурой, неудобными, рыночными планировками, потрепанным ремонтом, скромным продуктовым якорным арендатором и сомнительным фудкортом.

Собственники районных ТЦ до последнего были уверены, что смогут продолжать функционирование без каких-либо концепций, лишь за счет выигрышного месторасположения. Но спад покупательной способности в нынешних реалиях, нежелание покупателя тратить время на походы за продуктами, где помимо основного списка, приобретаются лишние позиции, изменили формат локальных торговых площадок.

Теперь районные ТЦ — это не просто маленький рынок с набором арендаторов, а полноценная площадка, подстраивающаяся под запросы целевой аудитории. В районных ТЦ открываются и фитнес-клубы, образовательные центры, книжные клубы, имиджевые лаборатории, и всевозможные зоны для досуга.

Конкурировать с онлайн-потреблением и китайскими ретейлерами, собственникам торговых центров становится сложнее. Районные проекты могут быть особенно востребованы в крупных городах России, где активно застраиваются новые жилые микрорайоны. Крайне необходимы форматы торговли, разработанные с максимальным учетом потребностей аудитории конкретного квартала.

Новые якорные арендаторы, которым не обязательно размещаться в крупных торговых центрах — это магазины фиксированной цены, аутлеты, дискаунтеры, дисконты, и другие магазины, способные держать более низкие цены на товары. Российские пенсионеры тоже являются активными потребителями товаров и услуг в магазинах, расположенных близко к дому. Поэтому на рынке останутся и продолжат развиваться не только пекарни, кондитерские и кофейни формата To Go, но и аптеки. Еда быстрого формата «на ходу» – это тоже новый «якорь» торгового центра.

Концепция районного торгового комплекса выигрышно смотрится в реалиях осознанного потребления, ведь, в условиях ограниченных площадей и качественного отбора арендаторов, нерентабельные локации сходят на минимум.

Сейчас, наиболее важная задача ТЦ состоит в том, чтобы привлечь современных  покупателей из онлайн–магазинов и заинтересовать концепциями офлайн торговой площадки.

По разные стороны

Для актуализации концепций работы торговых площадок, нужно грамотно выстроить работу с арендаторами. Как только начинаются волнения, к управляющей компаний торгового объекта поступают письма с просьбой о снижении ставки аренды. Работать по старым договоренностям для большинства ретейлеров с каждым месяцем становится труднее. Арендаторам нужна поддержка. Слабые арендаторы освобождают площади. Остальные должны получать точечную помощь от управляющей компании ТЦ.

Когда арендатор запрашивает скидку на аренду, он не всегда понимает, что собственник формирует стоимость арендной ставки, рассчитав все расходы, и снизить ее не всегда есть возможность. Часть из проблем и издержек, которые могут привести к снижению доходности бизнеса, арендатор решает покрыть за счет доходности бизнеса собственника. Изначально, эта стратегия выглядит не по-партнерски, но такова реальность, и мы оказываемся по разные стороны баррикад.

Конечно, причины, по которым арендаторы просят предоставить скидки, оказываются не всегда выдуманными, мы разбираемся в каждом конкретном случае. Даже, если речь об одном и том же арендаторе, мы допускаем, что в одной локации его бизнес может получать прибыль, а в другой нести убытки. В такой ситуации мы всегда готовы идти на уступки.

Уловка №22

Конечно, у нас не раз были ситуации с арендаторами, когда супермаркеты и другие продуктовые магазины во время кризисных ситуаций начинали запрашивать дополнительные скидки на аренду, обосновывая это тем, что все остальные арендаторы действительно испытывают трудности. Однако, мы не шли на уступки, зная, что в реальности продуктовый ретейл не только не находится в кризисе, а, наоборот, на подъеме. 

Есть ряд стандартных причин, которые декларируют арендаторы, чтобы снизить плату за помещения:

  • кризисное время, экономические трудности в стране;
  • экономические трудности в конкретной сфере;
  • падение спроса на продукт;
  • падение продаж в конкретной локации;
  • повышение закупочных цен;
  • изменение покупательской способности;
  • повышение цен на импортную продукцию;
  • снижение среднего чека и т.д.

Как не обжечься на уловках арендаторов?

Собственнику следует учитывать, что арендатор может требовать новых условий и скидок не по причине реального снижения доходов, а пользуясь кризисной ситуацией, чтобы сэкономить. Для того чтобы понять мотивы ретейлера, необходимо быть в курсе ситуации и на своем рынке, и на рынке оператора. Арендаторы, порой, полагают, что владелец ТЦ не будет разбираться в каждой ситуации отдельно и отправляют свои запросы общим пулом, запрашивая скидки и отсрочки на все свои точки. В этом случает помогает индивидуальный анализ каждой локации, что позволяет разобраться, где арендатору действительно нужна помощь, а где он идет на уловки, и нам нужно не обжечься. 

Конечно, помогают большая база арендаторов и налаженные контакты с ними. На основе этого возможно создавать ротацию в ТЦ. В такой ситуации арендодателя вряд ли получится напугать потенциальным съездом того или иного арендатора. Поэтому, если мы предоставляем льготы, значит бизнес действительно столкнулся с трудностями.

Чтобы сохранить арендаторов и привлечь новых, в условиях кризиса возможны разные способы. К примеру, предоставляются льготные рекламные места на фасаде здания или внутри ТРК, разрешаются дополнительные указатели на территории объекта и др.

Конечно, бывают ситуации, когда:

  • Арендатор начинает искать рычаги давления и устрашать тем, что съедет, если не получит скидку. Тогда мы предоставляем информацию, что на его место будет размещен другой арендатор, который встанет на его трафик и будет зарабатывать на его клиентах, улучшив качество услуг или подтянув маркетинг.
  • Арендаторы просят о снижении ставки, допустим, узнав, сколько платят соседние помещения или тот же бизнес в других локациях. В этом случае необходимо объяснить, что такие сравнения некорректны, так как под каждое помещение, сферу бизнеса, локацию рассчитывается своя ставка. Поэтому для того, чтобы организовать процесс помощи и поддержки арендаторов, необходимы четкие критерии оценки эффективности каждого из них.

Для владельцев торговых центров в кризисное время, важно искать пути сохранения пула арендаторов. Эффект могут давать не только глобальные шаги, но и совсем небольшие. Не только переформатирование ТЦ, но и поздравления арендаторов, подарки к праздникам, создание информационного стенда, и изменение отдельных деталей интерьера.

Важна поддержка коллег в развитии и в их движении вперед. Важно слышать и понимать все стороны. Главным условием успешной работы становится умение идти на компромиссы обеих сторон, поиск взаимовыгодных условий сотрудничества. Готовность работать в ежедневно меняющемся мире, на разных условиях, даст возможность арендатору развивать успешный бизнес, а собственнику — иметь максимально возможный доход.

Комментарии

2
  • ФД Екатерина

    ну что я думаю - единственный приличный на все сочинские 150 км ТЦ Море молл сейчас заполнен магазинами чуть больше чем наполовину , что весьма печально и для арендодателя и для продавцов и для покупателей

  • ЯгаПатриикевна

    В нашем небольшом областном центре 6 ТЦ, картина такая же, но началось это ещё до кароны, а потом народ стал активно пользоваться интернет торговлей и пользуются спросом в основном те ТЦ, где и с ребёнком развлечься можно и приятно провести время, где есть толковая расстановка (например на одном этаже собраны все детские магазины, детская же парикмахерская, детское кафе, развлекательная площадка или же компактно расположены магазины для спорта, площадка с тренажёра и, кафе со специальным питанием и рядом отдельно для детей площадка)

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
24
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

4

Интересные материалы

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру