Филипп Щиров, рассказывает о том, как изменился функционал бухгалтера 2022 году и в каком формате сейчас с ним удобнее сотрудничать.
Что сейчас должен уметь бухгалтер
Ещё с 2020 года профессия бухгалтера претерпевает изменения: востребованными становятся «многопрофильные» сотрудники, которые способны совмещать в себе дополнительные навыки экономиста, финансиста и аналитика. Особенно сейчас, в кризисный период, когда у компаний ограничены ресурсы для найма отдельных специалистов.
Бухгалтера можно назвать вторым человеком в компании после директора: на нём держится финансовая часть бизнеса, от его работы зависит сокращение расходов компании и безопасность всех сделок. Поэтому руководителям важно внимательно относиться к подбору специалистов по бухучёту.
Обычно для соискателей составляют стандартный список требований: навыки формирования и обработки первичной документации, денежного учёта и владение программами «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата» и «Управление Персоналом», Excel. Однако сейчас при поиске специалистов владельцам бизнеса стоит обратить внимание на другие знания, навыки и умения кандидатов.
Умение адаптироваться в меняющейся законодательной базе
Мониторинг и соблюдение регламентов стоят на первом месте в работе бухгалтера. Только за январь 2022 года было внесено 34 изменения в порядок бухучёта. Бухгалтеру необходимо «держать руку на пульсе» и всегда быть в курсе последних нововведений в регламентации его работы, чтобы помочь компании избежать переплаты налогов и уплаты штрафов за несоблюдение требований.
Так, например, «Международная Академия Креатива», онлайн-школа рисования, переплатила больше миллиона рублей налогов: произошла путаница с налоговым кодексом. Бухгалтер академии выбрал упрощённую патентную налоговую систему для компании, однако не учёл, что патент на услуги в сфере образования действует не только в регионе, который там указан.
Такие ошибки бухгалтера могут стоить компании ещё дороже и обернуться выплатами штрафов, неустоек, ростом задолженностей, в отдельных случаях — блокировкой счетов.
Для того, чтобы проверить, насколько активно кандидат следит за изменениями в контроле его работы, руководитель может, например, на собеседовании предложить соискателю обсудить актуальные нововведения или же дать тестовое задание на поиск ошибок в отчётной документации, которая будет составлена уже по новым правилам.
Прогнозирование экономических эффектов и разработка антикризисных мер
Сократить расходы и контролировать финансы — приоритетные задачи бизнеса в кризис. В переломный период значимость бухгалтера резко возрастает: только он вместе с генеральным директором обладает достоверной информацией о финансовом состоянии компании. На основе этих знаний бухгалтер может выявить слабые и уязвимые с экономической точки зрения направления бизнеса.
Бухгалтер, как ценный специалист компании, работает над решением задач совместно с руководителем: анализирует ситуацию на рынке, определяет реальный, оптимистичный и пессимистичный сценарии для компании и разрабатывает антикризисный план действий.
Чтобы найти «того самого» бухгалтера, который сможет помочь бизнесу в решении финансовых проблем, руководителям стоит сфокусироваться на аналитических навыках соискателя: его способности определить риски и возможности компании в кризис, проследить причинно-следственные связи всех вариантов действий.
Для этого на собеседовании можно дать кандидату кейс-задачу, чтобы оценить логику его действий и готовность принимать решения.
На рынке труда сейчас наблюдается высокая конкуренция среди бухгалтеров: +11,5% резюме с февраля 2022 года (по данным HeadHunter). При подборе специалиста руководитель может встать перед выбором формата сотрудничества: нанять работника штат или же обратиться к услугам фрилансеров и аутсорсеров. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые мы сейчас разберём.
Бухгалтер в штате: плюсы и минусы
Плюсы
- Оперативность работы
Штатный бухгалтер всегда «под рукой», что позволяет руководителю оперативно получать информацию о статусе рабочих задач и составлять отчётные документы.
Наличие штатного сотрудника помогает компании быстро реагировать на непредвиденные ситуации: специалист будет знать специфику вашего бизнеса «от и до», поэтому оперативнее и эффективнее сможет решить возникающие проблемы.
- Возможность руководителя контролировать работу
Наем бухгалтера в штат упрощает владельцам бизнеса контроль за работой сотрудника: руководители своевременно смогут фиксировать сложности, с которыми сталкивается специалист, и отмечать, насколько он справляется со своими обязанностями.
При найме специалиста в штат компания сможет эффективнее выстроить систему его мотивации и держать его в курсе последних новостей организации.
Минусы
- Ответственность за ошибки сотрудника несёт руководитель
Ответственность за нарушение законодательства бухгалтерского учёта лежит в первую очередь на руководителе организации. В случае работы со специалистами на фрилансе или аутсорсе ответственность за бухучёт лежит на них как исполнителях работы.
Так сотрудник, который затаил обиду на компанию, может допустить ошибки в отчётной документации: в таком случае компания понесёт серьёзные финансовые потери.
- Штатный сотрудник компетентен только в одном направлении
Как правило, штатный бухгалтер обладает знаниями и опытом в конкретной сфере. В ситуации, когда компания будет расширять или менять специфику своей деятельности, владельцам бизнеса необходимо будет заложить ресурсы на обучение сотрудника или поиск нового специалиста.
Такой проблемы не возникнет при сотрудничестве со специалистом на аутсорсе — в бухгалтерских компаниях есть база методических материалов, накопленных за годы работы с компаниями из разных сфер.
Бухгалтер-фрилансер: плюсы и минусы
Плюсы
- Компании не нужно обустраивать рабочее место специалиста
В текущей кризисной обстановке у бизнеса ограничено количество ресурсов на создание комфортных условий для сотрудников в офисе.
Бухгалтер-фрилансер работает из дома, поэтому у работодателя нет необходимости тратить средства на обустройство и содержание его рабочего места. Так, чтобы поддерживать связь с работником и контролировать выполнение задач, руководителям достаточно использовать рабочий чат со специалистом, например, в Telegram, и платформу для митапов по контрольным точкам проекта, например, Zoom.
- Оплата труда за объём работы
Как правило, фрилансеры нанимаются под конкретную задачу. «Стоимость» бухгалтера на фрилансе напрямую зависит от объёма работы, которую сотруднику необходимо выполнить.
Так бизнес может минимизировать издержки: если задачи для специалиста появляются периодически, то компании будет выгоднее нанимать фрилансера под конкретную задачу, чем содержать сотрудника в штате. Однако если задачи по бухучёту в компании есть всегда, то владельцам бизнеса лучше задуматься о найме бухгалтера в штат.
Минусы
- Аврал в отчётный период
Может оказаться так, что у фрилансера, с которым вы сотрудничаете, много других проектов параллельно: тогда в разгар отчётного периода для компаний ваш «заказ» может оказаться не приоритетным, менее выгодным для специалиста; как итог — несоблюдение сроков сдачи документов.
- Недолгосрочное сотрудничество
У фрилансеров в большинстве своём, в отличие от юридических лиц или кандидатов в штат, уже есть основное место работы.
В таком случае, если у бухгалтера-фрилансера будет увеличиваться нагрузка по основной его деятельности, он может отказаться от вашего проекта как дополнительной нагрузки и перестать отвечать вовсе.
Бухгалтер на аутсорсе: плюсы и минусы
Плюсы
- Конфиденциальность рабочих процессов
Почти каждый сотрудник компании в той или иной степени является носителем коммерческих секретов, что опасно в кризис: специалиста как источник информации могут перехантить более выгодным предложением конкуренты.
Работа на аутсорсе предполагает жёсткую регламентацию работы с конфиденциальной информацией, так как заключается договор двух юридических лиц. Поэтому риск утечки информации сводится к минимуму.
- Непрерывность рабочего процесса
По закону работодатель обязан предоставлять штатному специалисту отпуск, на время которого некоторые задачи могут встать на «стоп».
Работа на аутсорсе обеспечивает непрерывность рабочего процесса за счёт смены исполнителя от компании-подрядчика.
Минусы
- Отсутствие возможности моментального реагирования
Если штатный сотрудник всегда «под рукой», то сотрудники на аутсорсе, как правило, работают удалённо: у руководителя нет возможности в любой момент обсудить с бухгалтером возникшие вопросы и получать информацию по состоянию рабочих задач.
Бухгалтер на аутсорсе, в отличие от штатного, не оперативен в коммуникации: он действует через свою компанию, прямого работодателя, поэтому не может мгновенно реагировать на поступающие запросы.
- Услуги предоставляются строго по договору
В кризисный период в компании часто могут возникать нештатные ситуации, которые требуют решения «здесь и сейчас».
С работой на аутсорсе решение непредвиденных ситуаций затрудняется: под каждый перечень услуг, которые штатный специалист выполняет по должностной инструкции, заключается отдельный договор.
Резюме
Поиск бухгалтера — не самая простая задача, ведь речь идёт о поиске сотрудника, от работы которого зависит будущее компании и принятие стратегически важных решений. В свете последних событий специалист бухгалтерского учёта отвечает не только за формирование отчётной документации, но и за антикризисное управление компанией, сокращение её расходов.
Нанимать работника в штат или обратиться к услугам фрилансерсов и аутсорсеров — каждый вариант эффективен в зависимости от ресурсов компании и задач, которые должен решать поиск бухгалтера.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Начать дискуссию