«PR в реальном времени» Михаила Умарова. Сказка про белого бычка

Прочитал книгу про PR Михаила Умарова — «PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила». Искал в ней некоторые ответы про PR, но так их там и не нашел. Впрочем, ваши ожидания — это ваши проблемы. Делюсь своим мнением о книге по смежной с моей специализации.
«PR в реальном времени» Михаила Умарова. Сказка про белого бычка
Михаил Умаров — «PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила»

Это вторая книга Михаила, директора агентства Cummunica и PR-коуча. Ничего плохого о нем как о профессионале не слышал ни от его бывших коллег, ни от его клиентов, к слову, так что думаю, что он действительно профессионал как пиарщик. Первое издание книги вышло в 2016 году, я читал третье 2020 года, но ни автор, ни издательство не обеспокоились полной актуализацией информации. Но неважно, ретроспективу тоже полезно посмотреть, тем более, что события 2022 года внесли изменения, к которым никто не готовился.

Я — диджитал маркетолог, и существует мнение, что пиарщики и маркетологи друг друга недолюбливают. Согласен с этим мнением, но стоит понимать, что и пиарщики, и маркетологи могут делать совершенно разный скоп работ. И на своей шкуре прекрасно знаю все стереотипы о маркетологах и рекламистах. Это не мешает мне иметь свои стереотипы о пиарщиках. И главный из них — они искажают информацию и KPI. Преподносят информацию однобоко, а метрики считаются «потенциальные».

Почему они это делают, книга ответа не дает. Аморальная сторона работы умалчивается чуть более чем полностью. Чужие заслуги присваиваются. Продажные журналисты — пфф, нет. Платные публикации в уважаемых изданиях — пфф, пиар не про бюджеты. О чем же тогда эта книга про белых-пушистых святых пиарщиков?

Аннотация гласит, что традиционные приемы PR больше не работают, пресс-релизы приходят прямиком в спам, новости компаний никому не нужны, классический SMM умер. О том, что PR — такая вещь, в которой можно и нужно постоянно учиться и развиваться. Нельзя полагаться на знания и опыт даже пятилетней давности. Книга обещает по-новому взглянуть на коммуникацию с журналистами, блогерами и лидерами мнений, научить считать кажущуюся призрачной эффективность.

Находим несколько мнений от друзей-клиентов автора. Естественно, хвалебные. Фантастическая, своевременная, блистательная — далеко не полный список эпитетов. Но кто-то когда-то видел, чтобы на обложке печатали плохие отзывы? Я не видел.

А потом — 200+ страниц про романтику работы в PR-агентствах и о том, как это сложно, как классно и как вообще выживать в этом мрачном мире. И это хорошо, что страниц 200+, а не 300+. Читать воду и лайтовые истории про то, как пиарщик хочет работать на макбуке или не хочет общаться с журналистами — это хорошо, но не в книге, которая про тренды, кейсы и правила.

Правила, конечно же, тоже есть. Как вам такое правило: стараться аккуратнее писать на такие темы как политика, меньшинства, религия, национальный вопрос, гражданские свободы. И вот вся книга о каких-то прописных истинах нафталиновых пиарщиков под соусом «PR умер, теперь пяр рулит». Смешалось все: SMM (social media МАРКЕТИНГ, на минуточку), блогеры, управление репутацией и вот это все. Где рассказы о том, как вывести статью в топ Яндекса, Лебовски? Ну хоть про работу с журналистами есть.

Сказка про белого бычка — почти идеальное описание этой книги

У меня сложилось оценочное суждение, что Михаил сидел с писателем, который задавал ему вопросы, а он просто лил воду ему в уши, а на спорные вопросы отвечал: «Так, а вот про это давай не будем». И вместо пиара наговорил книгу про SMM. А мамкиным инстамаркетологам и так сойдет.

Что еще: почему фрилансеры так и остаются фрилансерами, нытье про то, как клиенты задерживают оплату, умер ли пресс-релиз или еще шевелится, как меняется пиар, еще раз как он меняется, но не все про это знают, про репутацию, еще немного воды, потом еще чуть-чуть…

Кому читать: тем, кто не понимает разницы между пиаром, репутацией, маркетингом и соцсетями с блогерами. Тем, кому достаточно поводить пяром по ушам, чтобы поднять настроение. Тем, кто не хочет узнать, что такое пиар, достаточно глубоко.

Резюме: ставлю 3 положительных отзыва в интернете из 10. 3, а не 0 — это скорее за несколько интересных графоманских мест, а не за профессиональную пользу. Название не соответствует содержанию. Чисто сказочка про белого бычка по имени «пяр».

👉 Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в котором я не только рассказываю про книги, но еще и пишу про финансовую грамотность, свой путь в инвестициях, о том, как коплю на квартиру в Сочи, время от времени про книги, маркетинг и мемчики.

Комментарии

4
  • Давно хотел высказать свою мысль на этот счет:

    PR умер, а по мне, так перешел в поле уголовно наказуемых деяний, в 1:23 минуты 26 апреля 1986 года. Теплой весенней ночью, когда огромная страна готовилась к празднованию светлых майских праздников. Готовились в 40+ тысячном городе энергетиков Припяти, готовились в районном центре украинско-белорусского Полесья Чернобыле, древнем настолько, что там еще князь Святослав себе невесту выбирал, готовились в почти 3-х миллионной столице Советской Украины Киеве. С тех пор где-то под саркофагом "Укрытие-1" и арочной конструкцией "Укрытие-2" на блочном щите управления 4-го энергоблока индикаторы (сельсины) глубины погружения стержней аварийной защиты реактора стоят на отметках 2,5 метра (должны были упасть на глубину 7 метров). А до этого была работа с прессой. Даже с Литературной газетой, хоть и казалось бы, где атомная энергетика, а где Литературная газета. Куда там Яндексу, право слова? Вот это охват целевой аудитории! Чтобы последняя экзальтированная поклонница поэзии Серебряного Века, разбуди её ночью, могла скороговоркой отбубнить: "Ну что будет этому, по сути, самовару? Варит и варит себе воду годами на благо нашей советской энергетики." Один известный академик именно там (в литературке) подвижнически обещал народу купить садовый участок рядом с каким-нибудь энергоблоком, огурчики чтобы выращивать. Среди привлеченных к PR. По степени волечения авторитетов та PR-кампания тоже не знает и не будет знать себе равных. Президент академии наук СССР, академик Александров, академики Петросьянц и Доллежаль, заместители председателя Совмина СССР, председатели Совминов союзных республик, министр энергетики СССР с заместителями, министры энергетики союзных республик с заместителями, мэры (председатели исполкомов) крупных городов, столиц республик и областей. Какое вовлечение "мэтров" в эту всесоюзную PR-кампанию. Нынешним пиарщикам такое и не снилось. И не приснится. Думаю, однако, мечтают о подобных масштабах. Безответственно и подленько так мечтают, дай им денег - развернулись бы снова "по советски". Посему - нерукопожатные! Атомщиков с опытом практической работы на АЭС и аппаратах иного назначения среди них не было. Те лечили свои "три-четыре" жизненные дозы (150 - 200 рентген) в 6-й клинике Москвы у метро Щукинская. Принимали в себя физрастворы и донорский костный мозг, вымывали из крови грязь, раз за разом полностью заменяя кровь. Тихо уходили, сгорали от поселившихся в них источников лучей (альфа, бетта - щитовидка за сутки в Припяти 26 апреля набирала 40-50 рентген от окопавшегося там йода-131 и потом с интенсивностью 1/2 от собственной облучала остальные органы). Чаще громко (если смертельная доза), ибо смерть такая - крайне мучительная. Другие тупо сгорали в борьбе за мегаватты? Нет, не это сжигало психику ответственных людей. Сжигала грязь. Борьба с грязью, которой конца и края не видно было. Повсеместная грязь, которая лезла из под биологической защиты "самовара". А у людей под началом таких самоваров было по 2-6 штук. Штатно-то, согласно проекту, через 150-и метровую трубу вентиляции РБМК выбрасывал 4000 кюри грязи (радиоактивных короткоживущих газов) в сутки, а ВВР - ок. 400.

    А в остальном, были "новости компании" о том, как победно шагает по европейской части СССР "мирный атом". Как блоки-миллионники (миллион мегаватт мощности) стабилизировали частоту в сетях, как перестали у людей в квартирах дергаться экраны телевизоров, как победно строятся новые энергоблоки. Еще больше проектируются (Крымская АЭС, например). Остальные "новости компании" приходили, например, из Швеции. С их АЭС. Когда они там на свои приборы ловили наши выбросы грязи. Например, в результате аварии на 1-м энергоблоке Ленинградской АЭС в небо было выброшено 1,5 миллионов кюри грязи (4-х тонная бомба, сброшенная на Хиросиму, для сравнения, сфабриковала только 1 миллион кюри, первый после взрыва выброс с 4-го энергоблока ЧеАС - 52 миллиона кюри, которые дважды обогнули землю). А между этим академики клялись раскупить садовые участки около АЭС. Вот это кампания! ВОт это работа для пиарщика. "Всё хорошо, прекрасная Маркиза! Больше мутантов, ужасных и разных. Больше онкологии, больше мегаватт!"

    Согласимся, наверное, что это предел безнравственности для бойцов пиар фронта. На все времена предел. Полностью введенное в заблуждение общество, включая власть придержащих на всех уровнях (чего стоит только вывод киевлян на первомайскую демонстрацию, когда йод и цезий в воздухе уже тупо ощущался кислинкой на зубах, а от асфальта садило до 20 рентген в час, в зависимости от района Киева). Тысячи погибших от онкологии, сотни от острой лучевой, тысячи не родившихся из-за прерывания беременности, сотни страшных мутаций в детях. И эта дрянь, разрезавшая когда-то хромосомы будущих матерей еще жива. Во втором и третьем, и в последующих поколениях может ужаснуть результатами перестройки генома даже самых стойких и циничных педиатров.

    Писали бы они свои книжки вот с этим кейсом, а? Для себя, чтобы не оскотиниться до такого.....никогда больше....