Менеджмент

6 расходов бизнеса, на которых нельзя экономить в кризис

За последние 15 лет экономика столкнулась с тремя большими кризисами, а скоро может наступить ещё один. В нестабильной ситуации бизнес стремится урезать все лишние затраты, однако на некоторых категориях расходов экономить нельзя. Рассказываем, что нельзя резать.
6 расходов бизнеса, на которых нельзя экономить в кризис

Специально для блога «Помощник финансиста» аналитик 1С, сопровождающий систему по план-факт анализу инвестиционной деятельности при строительстве автозаправочных станций в ГК «Татнефть» Наталья Синицина рассказала, какие затраты в кризис нельзя уменьшать, чтобы избежать катастрофы в компании.

Оптимизация расходов

Во время кризиса собственники и финдиректора сразу же отказываются от всех расходов, которые им кажутся лишними. Однако необдуманное уменьшение отдельных категорий может ударить по компании с точки зрения долгосрочной стратегии.

Руководители, принимая ключевые управленческие решения, упускают из вида высокопродуктивные расходы, которые приносят бизнесу огромный мультипликативный эффект. Такие затраты в кризис не только нельзя сокращать, но даже стоит увеличить, чтобы «не задушить» предприятие.

На каких расходах нельзя экономить

Разберём все 6 категорий расходов, которые не нужно сокращать в случае кризиса.

Экономическая и информационная безопасность

Едва ли не самая важная задача в современных реалиях. В базах данных хранится практически вся информация о компании:

  • отчётность компании за последние годы;

  • информация по товарным остаткам;

  • данные по зарплате;

  • персональные данные сотрудников и многое другое.

Если в один день эти данные пропадут или будут повреждены, компания окажется на грани катастрофы. Именно поэтому на этой категории расходов нельзя экономить – стоимость восстановления информации или риск её безвозвратной потери несоизмеримо выше потенциальной цены аудита и комплекса предупреждающих мер.

Забота о сотрудниках

Кризис невозможно преодолеть без сотрудников, и руководству компании необходимо позаботиться о коллективе, снизив тревожность внутри команды и инвестировав в человеческие ресурсы.

В первую очередь речь идёт не о зарплате. Собственнику нужно вложиться в корпоративное обучение, повышение квалификации или переподготовку персонала.

Параллельно можно потратиться на приятные «плюшки», которые позволят сотрудникам чувствовать заботу со стороны руководства. Например, можно оплатить тренера по фитнесу, который будет проводить групповые занятия для команды. Такой подход в экономическом плане для компании выгоднее, чем оплата индивидуальных тренировок сотрудников. Кроме того, это полезно и для командообразования.

Финансовые поощрения

Да, зарплата стоит не на первом месте, однако поощрять сотрудников денежно всё-таки необходимо. Нужно вознаграждать команду за предложения, которые позволяют бизнесу:

  • внедрять новые ресурсосберегающие технологии;

  • оптимизировать бизнес-процессы;

  • увеличивать эффективность производства компании.

Чтобы члены команды не боялись предлагать решения по оптимизации работы, можно предложить им программу по переподготовке. Так, сотрудники будут уверены, что сохранят и рабочее место, и уровень дохода.

Внедрение инноваций

Чтобы выплаты за рациональные предложения не были пустой тратой денег, новые наработки нужно начать внедрять. Это затраты, которые уйдут на реорганизацию и обновление бизнеса, внедрение инноваций и развитие компании.

От этих расходов нельзя отказываться – в кризисные времена бизнес должен развиваться. Для этого компания должна претерпеть изменения в организационной структуре, корпоративной культуре, а также выстроить взаимодействие в новых плоскостях.

Маркетинговые затраты

В нестабильной экономической ситуации компании зачастую сразу же отказываются от расходов на маркетинг. Однако, если компания не планирует в ближайшее время закрыться, ей необходимо тратиться на разработку новых продуктов, производить новые товары и проводить маркетинговые исследования для вывода их на рынок.

Кризис – это время возможностей, где какие-то рынки всегда освобождаются. Там, где одни компании закроются, другие – потратят деньги на маркетинг, оценят рынок и аудиторию и выведут бизнес на новый этап.

Бизнес-интеграция

В тяжёлой экономической ситуации компаниям необходимо кооперироваться – так проще решать проблемы, находить поставщиков и клиентов. Для этого необходимо организовывать или вступать в отраслевые союзы, ассоциации и клубы.

В таких коллаборациях много плюсов – например, совместно компании могут организовать закупку сырья и материалов, которую поодиночке потянуть не смогут. Минус только один – для подобных союзов нужен координатор, который будет тратить время и силы, чтобы объединить бизнес.

Как управлять расходами в кризис

Управлять расходами в кризис нельзя в автоматическом режиме, когда «статьи выделяются, а лимиты доводятся». Бизнесу необходимо сосредоточиться на ручном контроле, когда изучается целесообразность каждого платежа и эффективность всех издержек по отдельности. Руководству нужно научиться соизмерять текущие потребности и стратегические задачи.

Чтобы компания могла выжить в кризис, необходимо провести целый ряд мероприятий.

  • сократить расходы и уменьшить нерациональные издержки;

  • увеличить экономическую эффективность всех затрат, ресурсов и вложений;

  • увеличить доходную составляющую бизнеса и повысить интенсивность маркетинговой деятельности;

  • найти альтернативные варианты, которые позволят заменить расходоёмкие решения на варианты с невысокими затратами;

  • улучшить внутренние системы (производство, логистика, HR и прочие) и оптимизировать бизнес-процессы;

  • найти новые фундаментальные решения для ведения экономической деятельности. При таком подходе нельзя исключать даже изменение парадигмы бизнеса.

Что-то ещё

Конечно, кризис – всегда огромный вызов для компании. Но одновременно кризисы приводят и к открытию новых технологий или даже систем организации труда.

Так, 3 года назад удалённый формат работы не был частым вариантом трудоустройства. Но пандемия изменила ситуацию на рынке – компании начали привлекать к решению задач специалистов из других регионов и стран. Это решение позволило укрепить бизнес подходящими сотрудниками и сократить затраты на аренду помещений.

Потенциальный новый кризис также может стать источником прогрессивных решений, которые бизнес в обычное время не ищет.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

1
  • Карина

    @Иван Шестак, поздравляем, ваш пост попал в подборку лучших за неделю! https://www.klerk.ru/user/2186687/568578/

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

5
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2
НДФЛ

Зарплата работающего за границей считается доходом от источников не в РФ

Доход налоговых резидентов РФ облагается НДФЛ, если он от источников в РФ или не в РФ. А вот доход нерезидентов облагается НДФЛ, только если он от источников в России.

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак

Когда нужен товарный знак, Роспатент изложил в чек-листе.

🙅 Контактировать с ИФНС по налоговым вопросам не обязательно должен именно бухгалтер

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых НК, через законного или уполномоченного представителя. И этим представителем не обязательно должен быть бухгалтер организации.

При приватизации госимущества после аренды ИП не всегда налоговый агент по НДС

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

Отпуска

Отпуск-перезагрузка: Валаам

Большинство из нас не работают, а пашут круглосуточно. Поэтому когда уходишь в отпуск, то хочется отключиться от рабочих процессов полностью и перезагрузиться. Рассказываю свой способ полной перезагрузки.

Отпуск-перезагрузка: Валаам

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
1
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом
Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Интересные материалы

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.