Как общаться с клиентами? (Да, даже если они бесят)

И опытный бизнесмен-финансист, и начинающий фрилансер работают не только с цифрами, но и в первую очередь с людьми. Без общения не получится ни найти клиента, ни подписать договор, ни проконсультировать. Дадим несколько советов, как стоит и как не стоит общаться с клиентами — письменно, по телефону или лично.
Как общаться с клиентами? (Да, даже если они бесят)

Кому и зачем важно общаться с клиентами

Для огромной корпорации и для небольшого ООО клиенты — это актив, источник дохода. Общаются с ними и специалист колл-центра, и финансовый специалист на аутсорсинге, и лично владелец компании. Цели общения бывают разными:

  • получить нового клиента;

  • продать ему дополнительную услугу;

  • убедить старого клиента остаться.

Какие бы задачи ни решал разговор с клиентом, важно относиться к каждому не просто как к элементу клиентской базы, а прежде всего как к человеку, со своей болью, потребностью или проблемой, которую нужно вместе решить.

Общение с клиентом должно быть именно диалогом — только так можно сделать ваше сотрудничество взаимовыгодным. Довольный клиент — это не только плюс один покупатель, но и плюс сто очков к репутации вашего бизнеса.

Как начать сотрудничество

Фундамент сотрудничества закладывается уже во время первого живого разговора, когда цель — убедить потенциального клиента обратиться именно к вам для покупки товара или услуги. Может быть, вы продаёте холодильники, или программные продукты, или свои знания и профессиональный опыт. В любом случае на этом этапе важно дать точную, полную и корректную информацию о продукте.

Представьте клиента, которому нужно привлечь инвестиции в бизнес. Он обращается за помощью в две консалтинговые компании.

  • Руководитель компании X в первом разговоре очень уверен в себе. Рассказывает, что есть идеальное предложение, а уникальные компетенции и знание самых современных методик позволит оказать широкий спектр услуг по самой выгодной стоимости.

  • А директор компании Y знает, как правильно общаться с клиентами, и начинает не с рекламы, а с уточняющих вопросов. Убеждается, что прежде чем искать инвесторов, клиенту нужно привести учёт в порядок и построить финансовую модель бизнеса. Рассказывает, какими конкретно методами может это сделать, каких результатов и в какой срок достичь.

Конечно, клиент заключает договор с компанией Y — ведь именно там с ним общались профессионально и позаботились не только о своём вознаграждении, но и о его выгоде.

Как общаться с клиентом в процессе работы

Отношения с клиентом выстраиваются не в один момент, а постепенно, в каждом очередном разговоре, в каждом письме и сообщении в мессенджере. Как лучше общаться с клиентом, чтобы оставаться на позитивной волне?

  • Дружелюбно. Важно соблюдать деловой тон. Приветливый, вежливый, но не фамильярный, даже если клиент уже стал вам другом.

  • Внимательно. Слушать нужно максимально внимательно. Не просто кивать, а действительно слышать и понимать — это входит в список важнейших soft skills. Какая-то деталь может показаться неважной для вас, а для клиента будет критичной. Не услышите — не поймёте истинную потребность клиента и, возможно, его потеряете.

  • Активно. Не перебивайте, но мягко направляйте разговор в конструктивное русло. Задавайте вопросы сами, уточняйте. И не пропадайте надолго — если ваша компания оказывает клиенту консультационные услуги, сами предложите ему регулярно отправлять промежуточные отчёты, а не ждать дедлайна.

  • Оперативно. Например, если вы фрилансер, и вам на почту пришёл запрос. Или вы компания, и клиент заполнил на сайте форму «Перезвоните мне» — не заставляйте его ждать несколько дней и искать другого специалиста.

Есть много советов, как общаться с клиентами, чтобы даже подсознательно настроить их на свою волну: чаще обращаться к человеку по имени, говорить не о себе, а о выгоде клиента, вести себя так, как будто он уже решился на покупку. Но для успешных переговоров будет достаточно и стандартных правил делового общения.

Что делать, если что-то идёт не по плану

Идеально гладкого сотрудничества не бывает. На минуту вышел из строя станок — и клиент получил бракованную деталь. Заболел ваш сотрудник — и пришлось задержать отчёт на несколько дней. Вариантов сотня, итог один — недовольный клиент.

Но негативная обратная связь — ваша зона роста. Клиент, который озвучил недовольство, принесёт больше пользы, чем тот, который уйдёт молча. Из каждой ситуации нужно извлечь пользу, поговорив с клиентом. Если вина действительно ваша, даже короткий разговор может исправить ситуацию. Дайте скидку на следующую покупку, предложите небольшой бонус. Даже просто признать свой косяк уже будет неплохим решением.

Как не надо общаться с клиентами

Кроме очевидных советов «не хамить и не грубить» остановимся ещё на нескольких.

  • Даже если вы уверены, что диваны вашего производства — самые крепкие и удобные, это не повод поливать конкурентов грязью. Выделить конкурентные преимущества можно и более экологично — покажите видео с реальным тест-драйвом ваших диванов и дайте почитать отзывы довольных покупателей.

  • Нельзя обманывать, давать заведомо невыполнимые обещания и манипулировать цифрами в презентации, чтобы создать впечатление более масштабного успеха, чем на самом деле. Это всё равно прояснится, а доверие к вам уйдёт и не вернётся.

  • Не общаться свысока. Возможно, вы и профи в своём деле, но с клиентом у вас сотрудничество — а значит, общаться нужно на равных.

Общение с клиентами — важный элемент работы и предпринимателя, и фрилансера, и бизнесмена. Соблюдая простые правила, можно сделать существенный вклад в успех своего дела!

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Президент: оборонка должна быть готова к выпуску гражданской продукции

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

ФНС разъяснила определение продавцом на УСН размер доходов при удержании МП суммы вознаграждения

Письмо ФНС России № СД-4-3/5416@ от 08.05.2024.

Лучшие спикеры, новый каждый день
IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Маркетплейсы

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Криптовалюта

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ
Мошенничество

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Интересные материалы

НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.