Учет в торговле

Почему падает выручка (и почему сразу стоит просчитать вариант с закрытием бизнеса)

Розничная торговля в России в 2022 году пережила максимальный спад продаж с 2015 года, то есть за последние семь лет, писал Bloomberg. На фоне этого предприниматели очень сильно заволновались по поводу падения выручки. Мы разобрались, с чем это может быть связано и как предпринимателям нужно реагировать на конкретную ситуацию.
Почему падает выручка (и почему сразу стоит просчитать вариант с закрытием бизнеса)

Автор: Ирина Кокшарова, бизнес-практик, финансовый директор, эксперт по внедрению управленческого учёта и системы KPI, основатель проекта «Правила финансов».

Падение выручки может быть вызвано внешними или внутренними причинами.

Внешние причины

  1. Изменение ситуации в стране и мире — пандемия, политическая ситуация, санкции, снижение благосостояния населения или уход компаний с рынка.

  2. Выход на рынок новых игроков, которые обладают бóльшими ресурсами, имеют возможность снижать цены, предлагают лучший сервис и более широкую линейку товаров и услуг.

  3. Появление на рынке товаров-заменителей, которые делают товар конкурентов ненужным или неактуальным.

Как бороться с внешними причинами

На внешние причины практически невозможно повлиять. Единственное, что можно сделать, — постараться предугадать такие события и заранее принять меры.

Последние годы показали, что в мире может произойти что угодно. Поэтому предпринимателю нужно продумывать теоретический сценарий, при котором продаж не станет совсем. На этот случай есть ряд рекомендаций.

1. Просчитайте вариант закрытия бизнеса

Оцените, сможете ли вы свернуть бизнес, расплатиться с кредиторами и погасить обязательства.

Если да, то даже в худшем случае вы не станете банкротом. Это неприятный сценарий для предпринимателей, однако такой подход к бизнесу позволяет наращивать финансовую устойчивость и контролировать ситуацию.

2. Измените подход в работе

Существует много примеров, как можно поменять подход к бизнесу.

  • Если вы занимаетесь общепитом, обдумайте варианты работы на вынос и доставку.

  • Если вы работаете только офлайн, начните оказывать услуги онлайн.

  • Если вы работаете с юридическими лицами, ищите точки пересечения с физлицами.

  • Если вы продаёте только через «ВКонтакте», начните параллельно использовать другие варианты продвижения.

Старайтесь подстраховаться везде, где есть потенциальные риски.

3. Постарайтесь сделать товар лучше

Подумайте, как можно изменить ваши товары или услуги, чтобы они лучше соответствовали новым потребностям рынка и привлекали аудиторию.

4. Расширьте линейку предлагаемых товаров и услуг

Открывайте новые направления. Желательно, чтобы они отличались от того, что вы предлагаете клиентам. Подобная диверсификация позволит снизить риски в случае неприятностей на одном из направлений.

5. Улучшайте условия для клиентов

В случае временного падения выручки и уровня продаж можно снизить цену на товары и услуги, чтобы постараться удержать клиентов. Лояльность клиентов также можно сохранить или вернуть благодаря дополнительному сервису.

6. Подстраховывайтесь

Создавайте резервы и фонды накопления в периоды, когда дела у компании идут хорошо. Планируйте с учетом разных сценариев.

Внутренние причины

Внутренние причины связаны с ошибками в управлении компанией. В отличие от внешних, руководитель может с ними бороться. Чтобы сделать это, нужно разобраться, на каком этапе начались проблемы.

Проблемы с продажами и продвижением

Продажи — та часть компании, которая нуждается в очень четкой оцифровке. Это позволяет разложить процесс на составляющие и положительно повлиять на любой элемент.

Любая продажа зависит от способа, продукта и рынка. Разложим составляющие продаж на трёх примерах.

  1. Продажи с помощью маркетинга. Количество рекламных каналов → сумма вложенных средств → количество полученных лидов → стоимость лидов → конверсия в заявки → количество заявок → конверсия в сделки → количество и сумма заключенных сделок.

  2. Продажи с помощью звонков. Количество менеджеров → количество звонков → процент эффективных звонков → количество отправленных коммерческих предложений → количество и сумма продаж.

  3. Розничные продажи в магазине. Количество посетителей → количество покупателей → количество товаров в чеке → средний чек.

Причина падения продаж может крыться в любом из пунктов, но если обобщить, то к основным причинам падения продаж можно отнести:

  • снижение количества менеджеров или их частая сменяемость и неопытность;

  • незнание менеджерами продуктов и неумение донести ценность до клиента;

  • отсутствие скриптов и механизмов контроля продаж;

  • отсутствие анализа эффективности каналов продаж, неопытные подрядчики по настройке рекламы;

  • отсутствие оцифрованных показателей продаж.

Проблемы с другими подразделениями компании

  1. Недостаточно мощное производство. Компания хорошо продаёт, но производство не справляется с объёмом. Это может быть систематической проблемой или вызвано отдельным сбоем в производственных процессах.

  2. Проблемы с закупками. Нужный товар не привезли вовремя или не доставили на склад.

  3. Проблемы с документооборотом. Бухгалтерия и юристы ввели такой жесткий документооборот, что клиент не дождался заключения договора и ушёл к конкурентам.

Как бороться с внутренними проблемами

Чаще всего разобраться со внутренними причинами помогает анализ показателей. Нужно оценить, где и почему упали конверсия и средний чек, понять причины и придумать, как исправить ситуацию. Это скучная работа, но именно она помогает понять, с чем связано падение выручки.

Чтобы вести работу, показатели нужно постоянно оцифровывать, анализировать и контролировать. Варианты решения вытекают из самой проблемы:

  • ввести CRM-систему для контроля за качеством работы с клиентами;

  • оцифровать и детализировать показатели продаж;

  • ввести чек-листы, правила, регламенты для сотрудников отдела продаж;

  • оценивать и контролировать качество продуктов и удовлетворенность клиентов;

  • внимательно контролировать деятельность разных подразделений компании и следить, как их работа влияет на продажи.

Что-то ещё

Отдельно нужно учитывать сезонное падение выручки — такие изменения продаж легко предугадать и вычислить. Руководитель должен заранее планировать, как сглаживать сезонные спады: например, вводить другие товары и накапливать денежные средства.

Важно понять, что в любом бизнесе возможны спады продаж. И легче с такими ситуациями справляются компании, у которых налажен учёт, есть системы планирования, контроля и анализа, устойчивое финансовое положение и диверсификация направлений.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.