Какие нужны данные для расчёта
Из управленческого учёта нужно собрать несколько показателей по двум товарам:
Объём продаж — сколько штук продали за месяц.
Цены реализации — по каждому товару, без учёта НДС.
Переменные затраты на штуку — те, которые увеличиваются пропорционально росту выпуска. Для игрушечных мышек, например, это затраты на кусок искусственного меха, две пуговки для глаз, хвостик-шнурок и картонную упаковку.
Для удобства соберём данные в таблицу.
Всё готово к расчётам.
Маржинальная прибыль
Формула расчёта маржинальной прибыли (иногда её называют маржинальным доходом): выручка от продажи товара минус переменные затраты на его производство. Это не окончательная прибыль, а её верхняя граница — сколько денег остаётся у компании после основных (переменных) затрат.
Считать её нужно по каждому продукту. В нашем случае прибыль по мышкам составила 180 тысяч, а по домикам — 300. Значит, домиков надо продавать больше? Не факт! Абсолютные значения сравнивать сложно, потому что объёмы продаж у мышек и домиков разные. Поэтому понадобится следующий показатель — маржинальность.
Маржинальность
Маржинальность — рентабельность по маржинальной прибыли, то есть отношение прибыли к выручке. Считается в процентах и всегда меньше единицы (и вполне может быть отрицательной). Например, если рентабельность составила 30%, это значит, что каждый рубль продаж принёс бизнесу 30 копеек прибыли.
Маржинальность мышек — 60%, а домиков — 40%. Сейчас прибыль от мышек меньше, но если бы их продали на одну и ту же сумму, то мышки принесли бы в полтора раза больше прибыли — то есть их продажи эффективнее, а потенциал выше.
Где и как использовать рассчитанные значения
Теперь посмотрим, какие выводы можно сделать по этим цифрам и где применять.
В финансовом анализе
Михаил регулярно проводит анализ прибыли и рентабельности. По показателям 40% и 60% ничего сказать нельзя — единого норматива маржи не существует. Нет смысла сравнивать маржу Михаила с маржой нефтегазовой компании — разный масштаб, рынки и структура расходов. А вот данные о марже ближайшего конкурента — отличная база для сравнения.
Важна не отдельная цифра, а её динамика. Если маржа остаётся стабильной или растёт, это хорошо. Если тенденция негативная — значит, деньги где-то теряются, и нужно разбираться.
Для расчёта точки безубыточности
Точка безубыточности — такой объём продаж товара, который позволяет компании покрыть постоянные расходы и выйти в ноль. Именно маржинальная прибыль — важная часть в этом уравнении, с помощью которого находим тот критический объём реализации, производя ниже которого мы точно уйдем в минус.
При составлении финансового плана
Предприниматель видит, что помимо домиков и игрушек спросом пользуются ещё и кошачьи лежанки. Но начинать их производить без финансового плана и расчётов — не лучшая идея. Сначала нужно оценить уровень их маржинальной прибыли, и понять, достаточен ли он, чтобы покрыть постоянные расходы.
При работе с ассортиментом
Какой ассортимент будет оптимальным? Анализ можно проводить по-разному.
Анализ динамики маржи по каждому товару. Если маржа постоянно падает, нужно понять, в чём дело. Возможно, из-за кризиса подорожал искусственный мех, себестоимость мышки выросла в два раза, и теперь их производить невыгодно.
Сравнение маржи по разным товарам. Производя больше низкомаржинальных товаров, мы теряем деньги. Но даже от убыточных товаров отказываться нужно осознанно — их продажа может быть оправдана, например, маркетинговыми целями.
Анализ маржи позволяет сделать выводы о том, продажа каких товаров эффективнее. Это не значит, что нужно отказываться от всех остальных, но это однозначно повод пересмотреть структуру ассортимента.
Как повысить маржинальность
В таблице в начале статьи привели три величины, которые определяют уровень маржи. Каждой из них можно и нужно управлять.
Цена. Один раз просчитать и установить на товар цену недостаточно, её нужно регулярно анализировать. Если конкуренты продают товар в два раза дешевле, возможно, вы недополучаете прибыль. Когда поставщики повышают цены на сырьё, нужно отреагировать при расчёте цены.
Объём продаж. Повышайте доверие к бренду, расширяйте рынки сбыта. Перераспределяйте производственные мощности в пользу более высокомаржинальных товаров — это увеличит общую прибыль.
Переменные расходы. Переход на более современную технологию может позволить сэкономить на оплате труда. А ещё старайтесь искать поставщиков сырья с наиболее выгодными условиями. Экономьте, но не в ущерб качеству! Домики из слишком дешёвого сырья могут развалиться через пару дней, и это вряд ли заставит покупателя вернуться за новыми покупками.
Важность расчёта маржинальности
Маржинальная прибыль и маржа — простые показатели, анализ которых отвечает на вопросы
что выгодно производить, а что нет;
какой товар приносит больше всего прибыли;
нужно ли пересмотреть структуру ассортимента в следующем году.
С помощью отчёта по продажам, который легко и быстро построит сервис «Финансист», вы сразу получите наглядную картину и ответы на все вопросы.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Начать дискуссию