Beyond Budgeting: можно ли управлять компанией без бюджета

Одним из главных конкурентных преимуществ бизнеса стала гибкость бюджета. Из-за этого начали набирать популярность альтернативные методы управления. В этом материале рассказываем про безбюджетное управление компанией (Beyond Budgeting), делимся особенностями философии и делаем выводы о пользе подхода.
Beyond Budgeting: можно ли управлять компанией без бюджета

Что такое Beyond Budgeting

Beyond budgeting — философия управления предприятием, которая подразумевает отказ от бюджетирования, упрощение системы управления и децентрализацию принятия решений. Проще говоря, организация отказывается от составления годового бюджета, уходит от строгой иерархии в управлении и позволяет сотрудникам низшего и среднего звена принимать самостоятельно больше решений.

Историческая справка

Концепция безбюджетного управления зародилась ещё в 1970-х годах: тогда её внедрили в шведском банке Svenska Handelsbanken. Позже принципы философии начали использовать и другие крупные компании: American Express, Google, Guardian, IKEA и другие.

В 1998 году появилась международная организация «Beyond Budgeting Round Table» (BBRT): подробнее почитать о философии можно на официальном сайте.

Принципы Beyond Budgeting

Философия безбюджетного управления предлагает 12 принципов, которые можно разделить на две группы: принципы лидерства и управленческие процессы.

Благодаря этим принципам можно уйти от долгосрочного планирования. В этом случае ресурсы будут доступны каждому сотруднику, однако каждую затрату будет необходимо обосновать.

Главная проблема, которая с этим связана, — злоупотребление свободой. Но этого можно избежать благодаря высокому уровню экономического мышления, которое является важнейшим элементом при внедрении Beyond Budgeting.

При этой философии годовое планирование бюджета сменяется скользящим и краткосрочным. Лучше ограничиться периодом, в рамках которого показатели максимально понятны и близки к ожидаемой реальности.

Плюсы Beyond Budgeting

1. Быстрая реакция на изменения

Гибкость в рамках философии Beyond Budgeting достигается за счет упрощения структуры управления. Топ-менеджмент передаёт право принимать решения линейному персоналу: благодаря этому бизнес реагирует на новые угрозы и возможности быстрее.

2. Снижение затрат

Когда уровень экономического сознания сотрудников возрастает, персонал может самостоятельно искать способы снижения себестоимости продуктов. Главной причиной «взять в работу» ту или иную ресурсоемкую задачу становится наличие или отсутствие ценности для клиента. Так можно исключить ненужную работу.

3. Повышение лояльности клиентов

Beyond budgeting призывает поставить потребности клиента во главу стратегии. Когда сотрудники могут быстро принимать решения, увеличивается скорость реакции на запросы клиентов.

Минусы Beyond Budgeting

1. Сложность внедрения

Для внедрения философии нужно «перевоспитать» сотрудников: они должны научиться брать на себя больше ответственности и рассматривать цели с точки зрения ценности для клиента.

2. Отсутствие готовых методик

У Beyond Budgeting до сих пор нет инструкции по внедрению: процесс будет зависеть от особенностей бизнеса и уже сложившейся структуры управления.

3. Отсутствие примеров

Методика ещё не распространена в России, и сложно найти компании, которые готовы поделиться опытом.

Рекомендации по внедрению

Шаг 1. Сократить детализацию планирования

Первым делом стоит сократить детализацию планирования бюджета. Например, в бюджете на маркетинг можно отказаться от распределения бюджета между закупкой ссылок, рекламой у блогеров и стоимостью контекстной рекламы. Достаточно ограничиться общим бюджетом на отдел, а распределением заниматься в процессе работы на основе анализа эффективности каналов.

С переходом поможет скользящее планирование: так можно менять бюджет, если изменятся внешние условия или требования бизнеса.

Шаг 2. Изменить подход к стратегическому планированию

Прописывать стратегические цели на год тоже может быть неэффективно. В процессе работы внешний мир может резко измениться: уйдут зарубежные поставщики, поменяется потребительский спрос, правительство объявит самоизоляцию. Гибкое стратегическое планирование позволяет быстро адаптироваться к таким событиям и сохранять эффективность бизнеса.

Благодаря этому можно приступать к задаче сразу после изменений на рынке, а не ждать следующего года. Однако если менять стратегические цели слишком часто, эффективность снизится.

Это тесно связано с предыдущим пунктом: изменение стратегических целей влечёт за собой изменения в бюджете.

Шаг 3. Найти баланс между краткосрочными и долгосрочными целями

Краткосрочные цели направлены на быстрое повышение прибыли, долгосрочные — про инновации и изменения ради выгоды в будущем. Перекос в сторону первых негативно отразится на деятельности предприятия в будущем, а акцент на вторых снизит прибыль и ухудшит операционную деятельность.

Шаг 4. Перейти с постановки целей «сверху вниз» на децентрализованное планирование

Не всегда менеджмент компании может ставить цели грамотно. Когда сотрудники заточены под выполнение спущенных сверху задач, ухудшается их критическое мышление: мне сказали, я сделал. Однако именно линейный персонал хорошо понимает, чего не хватает в сфере их деятельности. Децентрализованное планирование позволяет сформировать «правильные» цели.

Шаг 5. Использовать автоматизированную систему

Сейчас нет информационной системы, которая бы отвечала требованиям Beyond Budgeting на 100%. Однако можно использовать сервис управленческой отчётности, который позволит:

  • планировать не на год, а на месяц;

  • минимизировать количество участников в цепочках согласования;

  • дать сотрудникам больше свободы в постановке целей;

  • при анализе деятельности ориентироваться не на результаты прошлых лет, а на результаты конкурентов: брать в расчёт нынешнюю обстановку на рынке.

Что даёт Beyond Budgeting

  1. У бизнеса появляются дополнительные возможности совершенствовать свой продукт.

  2. Компания может своевременно заметить прямую потребность в ресурсах.

  3. Бизнес можно начать адекватно сравнивать с конкурентами.

  4. Руководство получает дополнительные инструменты для управления эффективностью.

  5. У предприятия появляется больше инструментов оценивать свою инвестиционную привлекательность в режиме «здесь и сейчас».

  6. Персонал становится лояльнее, а уровень профессионализма — повышается.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Интересные материалы

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.