Дебиторская задолженность

Как снизить дебиторскую задолженность? Порядок действий

Дебиторская задолженность — серьёзный вызов для бизнеса, даже если экономическая ситуация в целом стабильна. Во время кризиса задержанные оплаты так и вовсе могут привести к банкротству.
Как снизить дебиторскую задолженность? Порядок действий

Отвечает: Ирина Кокшарова, бизнес-практик, финансовый директор, эксперт по внедрению управленческого учёта и системы KPI, основатель проекта «Правила финансов».

Однако есть порядок действий, который позволит сократить дебиторскую задолженность и избежать значительных проблем.

Шаг 1. Создать справочник дебиторской задолженности

Понадобятся данные о задолженностях с группировкой по менеджерам, договорам и клиентам с контактными данными. Следует также указать размер долга и срок оплаты.

Шаг 2. Разделить дебиторскую задолженность на категории

Рекомендуется разбить дебиторскую задолженность на пять групп:

  • будущая — ожидаемые платежи, срок погашения которых ещё не наступил;

  • текущая — платежи, которые должны поступить в нынешнем периоде;
    просроченная — деньги, которые не перечислили вовремя;

  • проблемная — долг, который сложно взыскать с контрагента;

  • безнадёжная — задолженность с истекшим сроком давности или та, которую невозможность востребовать.

Шаг 3. Назначить ответственных

По категориям ДЗ могут быть разные ответственные. Например, текущие оплаты можно поручить менеджерам отдела продаж. Проблемную дебиторку лучше передать юристам. Безнадёжной может заняться бухгалтер — её требуется грамотно списать.

Шаг 4. Разработать инструкцию по работе с дебиторской задолженностью

Регламенты и порядок действий помогут ответственным корректно организовать свою работу. Так они смогут вовремя принимать подходящие решения.

Шаг 5. Установить критерии классификации дебиторки

Важно понимать, когда можно относить дебиторскую задолженность к категории безнадёжной. Списание долгов напрямую связано с убытками компании. Поэтому следует определить, когда попытки вернуть деньги точно не принесут результата.

Шаг 6. Создать скрипты звонков и писем

Напоминать об оплате — неприятная задача. Нельзя, чтобы менеджер растерялся во время звонка или не смог составить письмо. С этим помогут готовые шаблоны.

Шаг 7. Продумать KPI по работе с долгом

Показатели эффективности замотивируют персонал эффективнее работать с взысканием долгов.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Штрафы за отсутствие уведомления в Роскомнадзоре увеличатся в 100 раз

Новые правила начнут действовать с 30 мая 2025 года.

Начать дискуссию