Кадры

С какими отделами в компании работает финансовый директор

В прошлом материале мы рассмотрели пять ролей, которые финансовый директор играет в компании. В этой статье рассказываем о пяти подразделениях, с которыми приходится взаимодействовать главному финансисту компании. В качестве бонуса — советы от эксперта для успешной карьеры финдира.
С какими отделами в компании работает финансовый директор

Автор: Константин Ляхов, директор по экономике и финансам Технопарка «Сколково».

Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0».

Финансовому директору приходится взаимодействовать с каждым отделом предприятия. Собственникам специалист предоставляет отчётность и даёт управленческие советы, у бухгалтерии запрашивает данные для анализа, с начальниками производства обменивается информацией для изменения ценовой стратегии. И это только несколько примеров.

Рассмотрим пять основных групп, с которыми финдир взаимодействует, а также вопросы, которые он при этом решает.

Акционеры, собственники, вышестоящие организации

Перед собственниками и акционерами стоят глобальные задачи по развитию бизнеса, и темы для общения у них соответствующие. Финдир для них полезен как эксперт или консультант, особенно, когда речь заходит о построении стратегических планов и создании проектов. Также он выступает в роли переговорщика от команды менеджмента.

Вопросы, которые решает финдиректор с собственниками

  • Сколько дивидендов можно выплатить без ущерба для компании?

  • Сколько стоит бизнес?

  • Какие финансовые и экономические риски наиболее существенны для компании?

  • За счёт какого капитала выгоднее делать инвестиции?

    Топ-менеджмент, руководители подразделений и их замы

    Топ-менеджеров волнуют вопросы практического характера, финдира — экономического. Специалист предоставляет руководителям финансовую информацию, помогает оптимизировать процессы и детально прорабатывает отчётность и аналитику.

Вопросы, которые решает финдиректор с топ-менеджментом

  • Какие финансово-экономические показатели у бизнеса сейчас?

  • Когда, сколько и на что можно потратить деньги компании?

  • Какие финансово-экономические риски могут возникнуть при принятии управленческих решений ?

  • Как распределить KPI?

  • Какая система мотивации лучше для тех или иных подразделений?

  • Сколько компании реально нужно денег и где их лучше взять?

  • Как убедить акционеров и партнёров в целесообразности расходов?

Сотрудники финансово-экономического блока и коллеги из бэк-офиса

В правильно построенной компании бэк-офис является надёжным тылом, без которого предприятие не может планомерно развиваться. Нередко главный финансист возглавляет это подразделение и играет роль управленца.

При работе с бэк-офисом финдир определяет, как собирать, обрабатывать и подготавливать информацию для отчётности. Специалист распределяет обязанности между командой и проверяет её работу.

Вопросы, которые решает финдиректор с бэк-офисом

  • Как вести управленческий учёт?

  • В каком виде и объёме готовить информацию для внешних и внутренних контрагентов?

  • Как и какую информацию запрашивать у внешних и внутренних контрагентов?

  • Какую методику планирования и бюджетирования выбрать?

  • Как корректно структурировать сделки?

  • Как эффективно организовать хранение данных?

Сотрудники других подразделений

Перед финдиректором стоят комплексные задачи по отладке бизнес-процессов, поэтому ему приходится взаимодействовать почти со всеми сотрудниками предприятия. Через такое взаимодействие он узнаёт нюансы работы компании, которые учитываются при составлении финансовых моделей. Благодаря этому повышается точность расчётов и прогнозов.

Кроме того, при личном взаимодействии с сотрудниками финансист зарабатывает авторитет, который можно применить во время решения задач — особенно в кризисы.

Вопросы, которые решает финдиректор с сотрудниками других подразделений

  • Как устроены KPI конкретного отдела и как их достичь?

  • Сколько финансовых ресурсов есть у подразделения для выполнения задач?

  • Какие сделки и как влияют на бизнес-процессы?

  • Что будет при отклонении бюджета по доходам и расходам в ту или иную сторону?

Внешние контрагенты

Основные усилия финдира направлены внутрь компании, однако нередко специалисту приходится работать с внешними контрагентами: кредитными организациями, налоговой и партнёрами по бизнесу. В этом свете финансист может играть роль переводчика или ментора. Более того, благодаря опыту он может оказывать платные консультации от имени компании.

Вопросы, которые решает финдиректор с внешними контрагентами

  • Какой кредит и на каких условиях компания может взять?

  • Где и с помощью каких инструментов размещать средства?

  • Почему у компании такие финансовые показатели?

  • Почему компания не может заплатить по обязательствам и когда сможет это сделать?

  • Когда компания начнёт платить налог на прибыль?

Как успешно взаимодействовать с коллегами и руководством

Для лучшей коммуникации с руководством, коллегами и внешними контрагентами финансовому директору следует постоянно развивать свои компетенции. Специалисту пойдёт на пользу бизнес-образование, например, МВА. Такие программы позволяют понять, что бизнес — не только цифры в планах и отчётах.

Курс в рамках МВА перевернул моё сознание. После него я понял, что жёсткие шаблоны о ценообразовании мешали мне понимать менеджеров по продажам. Программа позволила осознать, как такие специалисты мыслят, работают, как может устанавливаться цена на рынке. И это понимание далеко от формулы «затраты на продукт + маржа + НДС».

Бизнес может успешно расти не только благодаря строгому скрупулёзному расчёту, а процессы предприятия не всегда подчиняются формальной логике и формулам. Поэтому финансовому директору полезно выходить за рамки профессии.

Кроме того, финдиру жизненно необходимо уметь работать с инструментами бизнес-аналитики и большими объёмами данных. Иначе его работа превращается в каторгу.

Как успешно развивать карьеру финансового директора

  • осваивать все функции финансового директора и понимать, когда и как их применять;

  • регулярно повышать квалификацию и получать дополнительное образование, в том числе МВА;

  • развивать управленческие навыки и soft-skills;

  • получать навыки работы с большими данными и осваивать инструменты BI (Business Intelligence).

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию