Автор: Константин Ляхов, директор по экономике и финансам Технопарка «Сколково».
Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0».
Финансовому директору приходится взаимодействовать с каждым отделом предприятия. Собственникам специалист предоставляет отчётность и даёт управленческие советы, у бухгалтерии запрашивает данные для анализа, с начальниками производства обменивается информацией для изменения ценовой стратегии. И это только несколько примеров.
Рассмотрим пять основных групп, с которыми финдир взаимодействует, а также вопросы, которые он при этом решает.
Акционеры, собственники, вышестоящие организации
Перед собственниками и акционерами стоят глобальные задачи по развитию бизнеса, и темы для общения у них соответствующие. Финдир для них полезен как эксперт или консультант, особенно, когда речь заходит о построении стратегических планов и создании проектов. Также он выступает в роли переговорщика от команды менеджмента.
Вопросы, которые решает финдиректор с собственниками
Сколько дивидендов можно выплатить без ущерба для компании?
Сколько стоит бизнес?
Какие финансовые и экономические риски наиболее существенны для компании?
За счёт какого капитала выгоднее делать инвестиции?
Топ-менеджмент, руководители подразделений и их замы
Топ-менеджеров волнуют вопросы практического характера, финдира — экономического. Специалист предоставляет руководителям финансовую информацию, помогает оптимизировать процессы и детально прорабатывает отчётность и аналитику.
Вопросы, которые решает финдиректор с топ-менеджментом
Какие финансово-экономические показатели у бизнеса сейчас?
Когда, сколько и на что можно потратить деньги компании?
Какие финансово-экономические риски могут возникнуть при принятии управленческих решений ?
Как распределить KPI?
Какая система мотивации лучше для тех или иных подразделений?
Сколько компании реально нужно денег и где их лучше взять?
Как убедить акционеров и партнёров в целесообразности расходов?
Сотрудники финансово-экономического блока и коллеги из бэк-офиса
В правильно построенной компании бэк-офис является надёжным тылом, без которого предприятие не может планомерно развиваться. Нередко главный финансист возглавляет это подразделение и играет роль управленца.
При работе с бэк-офисом финдир определяет, как собирать, обрабатывать и подготавливать информацию для отчётности. Специалист распределяет обязанности между командой и проверяет её работу.
Вопросы, которые решает финдиректор с бэк-офисом
Как вести управленческий учёт?
В каком виде и объёме готовить информацию для внешних и внутренних контрагентов?
Как и какую информацию запрашивать у внешних и внутренних контрагентов?
Какую методику планирования и бюджетирования выбрать?
Как корректно структурировать сделки?
Как эффективно организовать хранение данных?
Сотрудники других подразделений
Перед финдиректором стоят комплексные задачи по отладке бизнес-процессов, поэтому ему приходится взаимодействовать почти со всеми сотрудниками предприятия. Через такое взаимодействие он узнаёт нюансы работы компании, которые учитываются при составлении финансовых моделей. Благодаря этому повышается точность расчётов и прогнозов.
Кроме того, при личном взаимодействии с сотрудниками финансист зарабатывает авторитет, который можно применить во время решения задач — особенно в кризисы.
Вопросы, которые решает финдиректор с сотрудниками других подразделений
Как устроены KPI конкретного отдела и как их достичь?
Сколько финансовых ресурсов есть у подразделения для выполнения задач?
Какие сделки и как влияют на бизнес-процессы?
Что будет при отклонении бюджета по доходам и расходам в ту или иную сторону?
Внешние контрагенты
Основные усилия финдира направлены внутрь компании, однако нередко специалисту приходится работать с внешними контрагентами: кредитными организациями, налоговой и партнёрами по бизнесу. В этом свете финансист может играть роль переводчика или ментора. Более того, благодаря опыту он может оказывать платные консультации от имени компании.
Вопросы, которые решает финдиректор с внешними контрагентами
Какой кредит и на каких условиях компания может взять?
Где и с помощью каких инструментов размещать средства?
Почему у компании такие финансовые показатели?
Почему компания не может заплатить по обязательствам и когда сможет это сделать?
Когда компания начнёт платить налог на прибыль?
Как успешно взаимодействовать с коллегами и руководством
Для лучшей коммуникации с руководством, коллегами и внешними контрагентами финансовому директору следует постоянно развивать свои компетенции. Специалисту пойдёт на пользу бизнес-образование, например, МВА. Такие программы позволяют понять, что бизнес — не только цифры в планах и отчётах.
Курс в рамках МВА перевернул моё сознание. После него я понял, что жёсткие шаблоны о ценообразовании мешали мне понимать менеджеров по продажам. Программа позволила осознать, как такие специалисты мыслят, работают, как может устанавливаться цена на рынке. И это понимание далеко от формулы «затраты на продукт + маржа + НДС».
Бизнес может успешно расти не только благодаря строгому скрупулёзному расчёту, а процессы предприятия не всегда подчиняются формальной логике и формулам. Поэтому финансовому директору полезно выходить за рамки профессии.
Кроме того, финдиру жизненно необходимо уметь работать с инструментами бизнес-аналитики и большими объёмами данных. Иначе его работа превращается в каторгу.
Как успешно развивать карьеру финансового директора
осваивать все функции финансового директора и понимать, когда и как их применять;
регулярно повышать квалификацию и получать дополнительное образование, в том числе МВА;
развивать управленческие навыки и soft-skills;
получать навыки работы с большими данными и осваивать инструменты BI (Business Intelligence).
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Начать дискуссию