Как управлять рабочим капиталом и почему он может быть отрицательным

Рабочий капитал — ключевой элемент в финансовой структуре любой компании. Он отражает, насколько эффективно собственник управляет активами и обязательствами. В этой статье расскажем, из чего состоит рабочий капитал, как его оценивать и почему он может быть отрицательным.
Как управлять рабочим капиталом и почему он может быть отрицательным

Рабочий капитал — это разница между оборотными активами компании и краткосрочными обязательствами. Показатель помогает выяснить, достаточно ли у предприятия оборотных активов, чтобы погасить свои текущие обязательства. Это всего лишь одна из метрик для оценки операционной эффективности и текущего или краткосрочного финансового здоровья компании.

Термин имеет другие названия: собственные оборотные средства, оборотный капитал и чистый оборотный капитал. В западной практике — Working Capital или Net Working Capital.

Чтобы отслеживать рабочий капитал, нужно знать два показателя:

  • оборотные активы — денежные средства, дебиторская задолженность, запасы и другие активы, которые можно быстро конвертировать в наличные в течение года.

  • краткосрочные обязательства — займы, краткосрочные кредиты, задолженность по налогам и другие обязательства, которые подлежат оплате в течение года.

Что можно оценить с помощью рабочего капитала

Он позволяет оценивать возможность компании погашать краткосрочные долги и бесперебойно вести текущую деятельность.

Сравнение оборотного капитала компании с конкурентами в той же отрасли может дать оценку её конкурентной позиции.

Например, оборотный капитал компании «Альфа» составляет 30 млн рублей, а у «Бета» и «Cигма» 15 и 20 млн. Следовательно, «Альфа» может потратить больше денег на развитие своего бизнеса и сделать это быстрее, чем конкуренты. У неё есть больше ресурсов, чтобы масштабировать свою деятельность.

Как узнать размер рабочего капитала

Существует две формулы расчёта показателя на основе бухгалтерского баланса компании. Самая популярная выглядит, как разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами:

Рабочий капитал = Оборотные активы − Текущие обязательства

Рассчитаем этот показатель на основе финансовой отчётности ПАО «Ростелеком». На 30 июня 2023 года у компании было 149,3 млрд рублей оборотных активов и 244,3 млрд текущих обязательств. Получается, рабочий капитал компании ушёл в минус на 95 млрд. Однако важно учесть, что на это влияет большая сумма долгосрочных обязательств — 402,6 млрд. Поэтому для таких предприятий используют другой расчёт.

Вторую формулу чаще применяют к компаниям с крупными долгосрочными обязательствами и внеоборотными активами. Она выглядит так:

Рабочий капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства − Внеоборотные активы

Посмотрим, как это работает на том же примере с ПАО «Ростелеком». Собственный капитал предприятия составил 301,8 млрд рублей, долгосрочные обязательства — 402,6 млрд рублей, а внеоборотные активы — 799,5 млрд. Поэтому оборотный капитал компании составит −95,4 млрд. Этот расчёт также показал, что рабочий капитал компании отрицательный.

Каким должен быть рабочий капитал

Сумма рабочего капитала зависит от множества факторов, в том числе от отрасли, бизнес-моделей, операционного цикла и условий поставщиков. Поэтому показатель капитала постоянно меняется.

Главная цель управления показателем в том, чтобы компания поддерживала достаточный уровень оборотных активов для покрытия своих краткосрочных обязательств.

Минимально необходимый уровень рабочего капитала можно определить на основе циклов оборачиваемости запасов, а также сроков оплаты дебиторской и кредиторской задолженности. Важно, чтобы этот уровень был достаточным, чтобы поддерживать операционную деятельность даже в периоды спада.

Положительный уровень означает, что оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. В этом случае у компании достаточно средств, чтобы покрывать свою краткосрочную задолженность, поддерживать бесперебойную работу и масштабировать операционную деятельность.

Иногда положительный уровень рабочего капитала связан с тем, что краткосрочные обязательства компании занижены. Такая ситуация может складываться из-за того, что предприятие не может воспользоваться льготными или беспроцентными кредитами — взять на себя краткосрочные обязательства. Вместо этого бизнес использует долгосрочные займы и кредиты для финансирования текущей деятельности.

С другой стороны, и высокие оборотные активы компании — не всегда хорошо. Это может указывать на:

  • слишком большие запасы продукции;

  • чрезмерное затоваривание склада;

  • высокий уровень дебиторской задолженности;

  • отсутствие вклада свободных денег в развитие.

Почему рабочий капитал может быть отрицательным

Отрицательный оборотный капитал — не всегда плохо. Однако эта ситуация требует от собственников и финансистов тщательного анализа и постоянного мониторинга.

Есть несколько причин, по которым рабочий капитал может уйти в минус.

  • Высокий уровень краткосрочных обязательств. В этом случае краткосрочные займы предприятия значительно превышают размер оборотных активов.

  • Операционные потребности. Компании с высокой оборачиваемостью запасов и быстрым оборотом дебиторской задолженности могут эффективно работать с отрицательным рабочим капиталом. Такой бизнес генерирует наличные быстрее, чем наступает необходимость погашать обязательства.

  • Условия поставщиков. Компании, которые могут договориться о длительных сроках оплаты с поставщиками, могут обходиться меньшим объёмом рабочего капитала.

В примере с отрицательным рабочим капиталом ПАО «Ростелеком» можно сказать, что у компании короткий торговый цикл. Объём краткосрочных обязательств у неё составляет 244,3 млрд рублей, а оборотных активов 149,3 млрд. Однако это никак не мешает деятельности провайдера — он зарабатывает быстрее, чем наступает необходимость возвращать заёмные средства.

Как оптимизировать рабочий капитал

Эффективное управление показателем позволяет оптимизировать бизнес-процессы и поддерживать непрерывность операционной деятельности. Для этого прежде всего необходимо проанализировать текущее состояние рабочего капитала. Нужно дать оценку оборотным активам (денежным средствам, дебиторской задолженности и запасам) и краткосрочным обязательствам (кредиторской задолженности и краткосрочным займам). Представим несколько способов, как можно влиять на рабочий капитал.

  • Управление дебиторской задолженностью обеспечивает своевременное поступление платежей, которое увеличивает платёжеспособность компании. Важно установить чёткую кредитную политику и следить за её соблюдением.

  • Оптимизация кредиторской задолженности позволяет предприятию эффективно использовать свои финансовые ресурсы. Следует стремиться к балансу между своевременной оплатой обязательств и использованием займа для поддержания платёжеспособности.

  • Регулярный мониторинг ключевых показателей компании, например, коэффициента текущей ликвидности и оборачиваемости оборотных активов, позволяет своевременно находить и устранять потенциальные риски.

  • Оптимизация бизнес-процессов, например, учёт закупок, запасов и управление дебиторской задолженностью, улучшает операционную деятельность. Для этого можно автоматизировать управленческий учёт.

  • Необходимо использовать разные варианты финансирования компании, чтобы поддерживать оптимальный баланс между собственным и заёмным капиталом. При этом средства должны поступать из разных источников, чтобы исключить зависимость от одного кредитора.

В итоге оптимизация рабочего капитала компания может не только улучшить платёжеспособность и финансовую устойчивость, но и увеличить рентабельность и инвестиционную привлекательность предприятия.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Определена дата больших парламентских слушаний по изменениям в НК

23 мая в Госдуме пройдут большие парламентские слушания по совершенствованию налогового законодательства РФ.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Впервые на рынке появился биржевой фонд для инвестиций в IT

«Тинькофф Капитал» запустил биржевой фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Разработки исследовательских центров по искусственному интеллекту применяет бизнес

12 исследовательских центров, созданных при поддержке правительства, представили результаты своей работы за 2023 год.

Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Новые сложности с оплатой грузов из Китая

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

Для бизнеса сделают выгодными вложения в НИОКР

По мнению президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергея Катырина, совершенствование налогового законодательства должно стимулировать инвестиции бизнеса в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Как бухгалтеру автоматизировать работу с клиентами

Надоело тратить часы, чтобы собрать всю информацию по клиенту, удобно ее структурировать и оформить каждый документ? Мы расскажем как автоматизировать эту работу и выполнять все эти действия в 2 клика.

Как бухгалтеру автоматизировать работу с клиентами
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Глава комитета ГД по налогам объяснил, что значит «справедливая налоговая система»

Совершенствование налоговой системы — это важная часть работы над национальными проектами, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

НДФЛ

По приказу ФНС 2023 года справку о доходах и удержанном НДФЛ за 2023 год не выдают

ФНС разъяснила, по какой форме работодатель должен выдать Справку о доходах и суммах налога физического лица (форма по КНД 1175018) за 2023 год в случае обращения за ней работника после 9 апреля 2024 года.

Воронка продаж: зачем нужна и как построить

Практически любая сделка происходит примерно так. Клиент видит информацию о товаре или услуге — допустим, в рекламе Яндекса. Переходит по объявлению, если предложение на сайте интересно, звонит или оставляет заявку. Дальше за дело берется менеджер или сам собственник в зависимости от размера компании. 

Воронка продаж: зачем нужна и как построить

Оформление и учет представительских расходов: как избежать претензий ФНС

Представительские расходы — неотъемлемая часть бизнеса, особенно в контексте ведения деловых переговоров и привлечения новых клиентов. Однако, их оформление и учет могут стать камнем преткновения, который приведет к серьезным проблемам с налоговой службой. Рассмотрим основные моменты, которые нужно учитывать, чтобы избежать неприятностей.

Оформление и учет представительских расходов: как избежать претензий ФНС

Кратко за день: В России откроют аналог советских магазинов «Березка» для дипломатов

Утром на рынке нейтральный внешний фон. Нефть снизилась до 83,3$. Доллар снизился до 90,7₽. Биткоин взлетел до 71100$.

Кратко за день: В России откроют аналог советских магазинов «Березка» для дипломатов
НДФЛ

НДФЛ с серой зарплаты платит сам работник

Если налоговый агент не удержал НДФЛ, надо сдать декларацию 3-НДФЛ и уплатить налог самостоятельно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

👶👶👶👶 Многодетным матерям могут дать право на досрочную пенсию. А мужчины и когда 1 ребенок, чем не заслужили? — возмущаются у нас в ВК

Депутаты Госдумы собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52.

Работа судов с коллективными исками может стать более эффективной

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Пассивный доход для бухгалтера: реально ли заработать на партнёрской программе? Опрос

Все хотят зарабатывать больше, но не увеличивать при этом свой рабочий день. Что такое партнёрка, на какой доход можно рассчитывать и при чём здесь бухгалтер.

Пассивный доход для бухгалтера: реально ли заработать на партнёрской программе? Опрос

Силуанов предлагает поддерживать только тот бизнес, который инвестирует в Россию

Поддержка должна оказываться прежде всего такому бизнесу, который не выводит полученную прибыль в офшоры, а вкладывает ее на расширение производства, инновации и инфраструктуру регионов, где он работает.

Экспорт

Снова разрешили экспорт бензина

Правительство утвердило решение о временном снятии ограничений на экспорт бензина.

Трудоемкость как ключевой фактор, определяющий стоимость бухгалтерских услуг

В прошлой статье мы разобрали основные задачи и требования к системе ценообразования в бухгалтерской компании, а также поговорили о базовой формуле расчета стоимости бухгалтерских услуг. Теперь нам предстоит более подробно остановиться на вопросе трудоемкости бухгалтерских услуг и методах ее расчета.

Трудоемкость как ключевой фактор, определяющий стоимость бухгалтерских услуг
1

Как сохранить репутацию и деньги. Защита предпринимателя

В материале о том, как предпринимателю защититься от недобросовестных действий потребителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры