Управленческий учет

Как считать себестоимость? Коротко и простыми словами

Расчёт себестоимости помогает бизнесу контролировать прибыльность и эффективность своих производственных процессов. Это позволяет решать, как улучшить бизнес и снизить издержки, а также определять, какие товары или услуги наиболее прибыльны.
Как считать себестоимость? Коротко и простыми словами

Отвечает: редакция сервиса для автоматизации управленческой отчётности «Финансист».

От анализа себестоимости зависит оптимизация производственных затрат, конкурентоспособность компании и темпы роста финансовых показателей.

При анализе себестоимости следует детализировать все производственные затраты. Так получится определить, как цена одной из составляющих отразится на себестоимости в целом. Это позволит улучшить антирисковые мероприятия и понять, от кого из поставщиков компания зависит больше.

Существует алгоритм по анализу себестоимости.

Шаг 1. Ознакомиться со структурой отчёта

В результате сложится понимание, из каких элементов состоит себестоимость.

Шаг 2. Провести анализ прямых затрат на материалы

Следует понять, как стоимость материалов соотносится с объёмом производства. Лучше всего сравнивать соотношение в динамике за несколько периодов. Если объём растёт, а стоимость падает, производство эффективно.

Шаг 3. Провести анализ прямых затрат на труд

Аналогично, если объём производства растёт, а трудовые затраты уменьшаются, производство эффективно. На этом этапе также следует определить, есть ли у сотрудников переработки.

Шаг 4. Проанализировать косвенные затраты на производство

Фактические издержки нужно сравнить с плановыми. Отклонения укажут на проблемные места.

Шаг 5. Найти бутылочные горлышки

Речь идёт об элементах, которые больше всего влияют на себестоимость. Они и станут областями, которые нужно оптимизировать в первую очередь.

Шаг 6. Сравнить себестоимость с продажами

На этом этапе нужно рассчитать маржинальную прибыль и рентабельность. Низкая маржинальная прибыль указывает на недостаточно эффективное ценообразование или бесконтрольные затраты.

Шаг 7. Провести бенчмаркинг

На этом этапе следует сравнить свои показатели со среднеотраслевыми значениями. Также имеет смысл выявить тренды и составить прогноз на будущее.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Штрафы за отсутствие уведомления в Роскомнадзоре увеличатся в 100 раз

Новые правила начнут действовать с 30 мая 2025 года.

Комментарии

1
  • Иван, неплохая статья)) пишите по объемнее, будет интереснее читать. Не совсем актуальна фраза (в нынешнем безудержном росте цен): "Если объём растёт, а стоимость падает, производство эффективно".