Однако чаще всего гендир не понимает, что именно спрашивать у специалиста. Особенно когда должность финансового директора только появляется в компании.
Генеральный директор «СКАДО Бизнес Эксперт» Лариса Шляхова объяснила, какие существуют типы финдиров, в чём заключается их функционал и как они помогают наладить процессы в компании.
Лариса Шляхова, консультант по управлению и организационному развитию, член НИСКУ, эксперт по внедрению изменений, бизнес-процессов производственных предприятий, генеральный директор «СКАДО Бизнес Эксперт».
Когда нужен финдир
Поиск клиента
Гендир (Chief Executive Officer, CEO) должен чётко понимать, какие проблемы и задачи должен решать финдир (Chief Financial Officer, CFO). Чаще всего финансовый директор нужен, когда бизнес испытывает серьёзные проблемы.
Предприятие развивается и уже не справляется со свободным денежным потоком. Собственник не понимает, куда уходят средства.
Компании становится сложно управлять финансовыми потоками. Требуется структурировать источники поступления и выплат денежных средств — банки, расчётные счета, контрагенты, заказы, проекты и другое. Собственнику нужен более точный учёт затрат.
Организации требуется регулярное планирование, план-факт анализ, бюджетирование и анализ отклонений, чтобы не попасть в кассовый разрыв и иметь возможность инвестировать свободные денежные средства.
Бизнесу необходимо сформулировать финансовые цели и разработать стратегию для их достижения.
Компании нужно эффективно использовать разные источники финансирования: кредитные линии, факторинг и лизинг.
Бизнесу необходима прозрачная система ведения учёта и ответственности за финансовые результаты.
Самые частые признаки, что бизнесу пора нанимать финансового директора.
Из этих проблем вытекает общий список обязанностей, которые гендир обычно возлагает на финдира. Так, в вакансиях для финансовых директоров чаще всего упоминаются следующие требования:
полный контроль финансов;
планирование и корректировка бюджета;
анализ и снижение расходов;
управление дебиторской и кредиторской задолженностями;
ведение реестра платежей и платёжного календаря;
организация и поддержание платежной дисциплины;
подготовка отчётов по периодам;
поиск финансирования во внешних и внутренних источниках;
помощь в стратегическом планировании;
консультация сотрудников в финансовых вопросах.
В идеале финансовый директор должен владеть всеми выше описанными навыками, но может и специализироваться на одном или нескольких направлениях.
Типы финдиров
CEO должен подбирать финансового директора с учётом целей компании. Функции CFO могут отличаться в зависимости от квалификации и компетенций.
Финансовый эксперт.
Профессионал с глубокими знаниями в области финансов. Он необходим стартапам и компаниям с децентрализованной моделью управления.
Универсальный финансист.
Специалист не только в финансах, но и в управлении. При необходимости способен заменить генерального директора.
Финансовый эксперт по производительности.
Финансист, который помогает извлечь из ограниченных ресурсов компании максимум пользы. Он может быть экспертом в определённых сферах, но его знания позволяют охватить всё управление финансами. Например, такой финдир может работать в производственных или строительных компаниях.
Стратегический финансист.
Специалист, который умеет работать с ценными бумагами, решает задачи с инвестициями, дивидендами и разрабатывает долгосрочные финансовые стратегии.
Эксперт по цифровизации.
Специалист, который легко инициирует и контролирует оцифровку документооборота и автоматизацию в компании.
Финдир в действии
Оценить конкретную пользу финдира можно на примере небольшого производственного бизнеса.
В компанию пригласили независимого финансового директора в качестве консультанта. Руководство хотело знать:
как может развиваться предприятие с введением управленческого учёта;
являются ли денежные средства на расчётном счёте свободными для инвестиций в оборудование;
как планировать бюджеты и финансовые потоки, чтобы избежать кассовых разрывов и понимать, где все денежные средства;
каков размер реальной чистой прибыли.
— Из списка запросов стало понятно, что руководителю нужна информация по разным аспектам бизнеса. CEO интересовало всё сразу: и стратегия развития, и финансовое планирование, и более мелкие процессы в разрезе разных проектов.
Лариса Шляхова, генеральный директор.
Прежде, чем приступить к разработке стратегии, CFO изучил отчётность компании.
Баланс предприятия показал, что кредиторская задолженность почти на 50% превышает дебиторскую. Это грозит проблемами с погашением своих обязательств.
Контроль сроков оплаты и реестр заказов никак не фиксировался в отчётах — менеджеры делали бóльшую часть работы по памяти или в своих файлах.
Фактические сроки дедлайнов для оплаты от заказчиков и поставщиков тоже нигде не велись. Оплаты счетов контрагентам-поставщикам происходили в любое время, когда приносили «срочный» счёт.
— Было очевидно, что ни о какой финансовой стратегии не может быть и речи, пока не появится детальная и фиксированная отчётность по работе с контрагентами.
Лариса Шляхова, генеральный директор.
На первом этапе финдир убедил СЕО нанять руководителя отдела продаж для работы с базой заказчиков, для ведения бюджета доходов и бюджета поступления денежных средств. Новый специалист начал сводить воедино информацию по каждому заказчику и договору. Это оказалось полезно для отладки процессов в отделе продаж.
Далее по рекомендациям финансиста руководство начало плавное внедрение полноценного платёжного календаря. В компании начался переход на фиксированный режим платёжных дней в два раза в неделю.
В итоге на этом этапе в организации получили:
актуальную и детальную информацию по каждому заказчику и договору;
управляемые и упорядоченные процессы в отделе продаж;
чёткий график платежей, которые можно отслеживать в платёжном календаре.
— Самым приятным результатом стало освобождение денежных средств, которые раньше не отслеживались в виде дебиторской задолженности. Это произошло после изменений условий оплаты от заказчиков и увеличения объёмов продаж.
Лариса Шляхова, генеральный директор.
Конечно, чтобы понять реальную чистую прибыль, необходим не только финансовый, но и производственный учёт. Этим и занялся CFO после отладки финучёта.
Подытожим
Генеральный директор не обязан разбираться в нюансах движения денег в компании. Его главные задачи — стратегическое планирование и управленческие решения. А для успешного управления ему необходим финансовый директор. Специалист может детально настроить финансовую систему компании и предоставить гендиректору и собственнику понятную и актуальную картину бизнеса.
Поэтому, как минимум, в обязанности финдиректора входит:
синхронизация со стратегией и целями собственника;
выбор метрик, по которым можно отслеживать динамику бизнеса;
определение показателей, по которым собственники и гендир могут следить за результатами компании;
организация детального анализа доходов и расходов в разрезе проектов и договоров;
синхронизация данных по управленческому и бухгалтерскому учётам с помощью внедрения единого документооборота и автоматизации бизнес-процессов;
планирование доходов и расходов и движения денежных средств, а также составление платёжного календаря и бюджетов;
организация прозрачной и реальной себестоимости продукции или услуг;
определение статей затрат и участие в утверждении норм списания;
организация регламентов и контроль их исполнения.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Начать дискуссию