Две трети (64%) молодых россиян от 14 до 35 лет имеют опыт участия в школьных олимпиадах. Нынешнее поколение школьников – самое активное. Доля тех, кто пробовал свои силы в интеллектуальных состязаниях, сегодня составляет 71%, в то время как среди россиян 31-35 лет, которые были на школьной скамье порядка 20 лет назад, только 58% называют себя причастными к олимпиадному движению. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего».
Рост доли участников в школьных олимпиадах
76% россиян в возрасте от 14 до 35 лет обладают опытом участия в школьных или студенческих олимпиадах. Школьные олимпиады в разы популярнее вузовских (64% против 23%).
Сегодняшние школьники участвуют в олимпиадах гораздо чаще выпускников прошлых лет. Динамика роста прослеживается от одного поколения школьников к другому. Так, среди представителей зрелой молодежи, тех, кому сейчас от 31 до 35 лет, только 58% заявляют об участии в школьных олимпиадах. Среди россиян 25-30 лет таковых уже 63%, среди опрошенных от 18 до 24 лет – 68%, а среди нынешних подростков от 14 до 18 лет эта доля самая высокая и составляет 71%. Таким образом, практически за 20 лет доля участников школьных олимпиад выросла на 13 п.п. – почти в 1,5 раза.
Среди участников школьных олимпиад больше девушек (68% против 59% юношей), однако в студенческой среде тенденция обратная (27% юношей против 20% девушек).
Жители городов и сел участвуют в олимпиадах примерно в равной степени (65% и 61% соответственно). А вот количество тех, кто никогда не участвовал в олимпиадах среди сельской молодежи выше – 29% против 22% городской.
В целом, две трети (69%) участников олимпиад удовлетворены этим опытом, а каждый третий (37%) с высокой долей вероятности готов будет рекомендовать участие в олимпиадах другим школьникам.
Никогда не участвовали в олимпиадах 24% опрошенных.
Каждый третий из тех, кто ни разу не боролся в интеллектуальных состязаниях на основе школьных дисциплин, был не уверен в своих знаниях (31%). Каждый четвертый (25%) – не сомневался, а точно знал, что его уровня знаний для этого недостаточно. 18% опрошенных признались, что не имели времени и сил на подготовку, а 16% боялись проиграть.
Мотивация
Участниками олимпиад обычно движут желание личного развития в интересующей сфере (31%), соревновательный дух (20%), лидерские амбиции и возможность получить дополнительные баллы для поступления в вуз (по 18%).
Среди других факторов, которые влияют на решение молодых людей попробовать свои силы в интеллектуальном соревновании: рекомендации педагога (17%), желание получить от него похвалу (15%), желание найти единомышленников, престиж (по 9%), а также денежные награды (8%).
В наименьшей степени влияние на школьников оказывают рекомендации родителей (9%), шанс получить стажировку (8%) или путевку в лагерь (6%).
По мнению опрошенных молодых людей, привлекательность олимпиад в глазах потенциальных участников серьезно бы повысилась в случае гарантий призерам поступить в вуз без экзаменов (39%), хороших денежных призов (38%) и возможности выбора варианта награды (34%).
Позитивные и негативные установки
Среди российской молодежи позитивные установки в отношении школьных олимпиад преобладают над негативными.
Так, две трети и более опрошенных согласны с такими утверждениями, как:
участие в олимпиаде развивает упорство и целеустремленность (согласны 74% представителей молодежи),
успешное участие в олимпиаде может служить социальным лифтом для школьника и студента (68%),
победа в олимпиаде положительно сказывается на имидже, статусе человека (64%).
В то же время утверждения с негативным окрасом поддерживаются меньше.
Олимпиада – это скорее инструмент для поступления в вуз/магистратуру, чем инструмент для личного интеллектуального развития (согласны 44% опрошенных).
Высокая конкуренция в ходе олимпиады – это слишком сильный стресс для участника, который может негативно сказаться на его психологическом состоянии (41%).
Участие в олимпиаде требует слишком много времени, а это негативно сказывается на успеваемости по другим предметам (39%).
Выиграть олимпиаду может только одаренный от природы человек. Одной учебы и тренировки недостаточно (36%).
Лариса Семенюк, руководитель Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего»:
«Результаты исследования показывают эффективность системной работы по популяризации олимпиад – за 20 лет произошел серьезный сдвиг в мотивации и восприятии школьниками интеллектуальных испытаний. Важно освещать истории успеха ребят, активно рассказывать о том, как олимпиада повлияла на участников, какие у них произошли изменения в жизни. Это позволяет привлекать внимание других участников и еще раз подтверждает, что при желании все возможно. Даже трудоустроиться в крупнейшие IT-компании, будучи студентом колледжа или вуза».
Методология: всероссийский репрезентативный опрос молодежи. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 14 до 35 лет. В исследовании приняли участие 1000 респондентов. Ошибка выборки не превышает 3,5% при доверительной вероятности в 95%. Опрос проведен в ноябре 2022 года Аналитическим центром НАФИ с использованием собственной исследовательской платформы «Тет-о-Твет».
Комментарии
17Еще бы, это же допбаллы на ЕГЭ и ОГЭ
Вот да. В наше время эти олимпиады не давали по большому счёту ничего. А сейчас без них ты ни аттестата нормального не получишь, ни нормальное количества баллов для поступления в ВУЗ
На аттестат результаты олимпиад как влияют?
Далеко не все вузы дают баллы за результаты олимпиад. Ведущие вузы страны принимают только Всеросс, свои или такого же уровня ("Ломоносов", "Физтех" и т.д.), а для неведущих проходные баллы по ЕГЭ можно и без олимпиад спокойно набрать.
Школьников заставляют участвовать в этих олимпиадах. И все олимпиадные баллы проставляются в том или ином виде в журнал.
Это из серии "Каждый выбирает для себя..." и зависит от учителя и ученика.
У моего сына в лицее тоже все учителя были помешаны на этих олимпиадах и проектах (результаты же на рейтинг школы влияют, это же так важно - для школы, не для учеников), но не все, оказывается, жаждут удовлетворять эти требования. Мой сын игнорировал все хотелки учителей, в итоге целый год в классе в 7-м шла позиционная война, в конце которой его оставили в покое.
Придирки были, оценки снижали, но не критично.
кто же спорит, что это зависит от конкретной школы, города, учителя и т.п.
что то у меня не бьётся!!
любой человек может или участвовать, или не участвовать. А тут ?
чем занимались остальные 6% и 17% ?
они не помнят где были?
или это отдельный такой "пол"? участвовал наполовину? типа по паспорту я ̶д̶е̶в̶о̶ч̶к̶а̶ был, но чувствую себя, ̶м̶а̶л̶Ъ̶ч̶и̶к̶ что олимпиады вообще не было
так что ли? или чего выясняли? что считали?
Вы про распределение село-город?
В первом случае это жители городов и сел любого возраста. Во втором написано, что учитывается только молодежь. Само распределение по годам не указано. Вполне возможно, что здесь собака порылась. Могли бы и почетче написать или распределение дать.
ааааа, там ещё и старики? ну тады ладно - сняты претензии.
вполне может быть. чует моё сердце, там ещё и кошечка сходила
Это не понятно, но возможно так интерпретировать. Написано очень коряво.
Лет 20 и более тому назад в олимпиадах имело смысл участвовать только тем, кто был в состоянии думать своей головой.
Нынче, олимпиады стали доступны еще и тем, у кого под рукой имеются правильные ответы.
Не понимаю, как тут можно сравнивать...
Ну Вы знаете я всегда думала своей головой и поэтому не участвовала в этих олимпиадах, ибо это была просто пустая трата времени. Они не нужны были. Они нигде не учитывались. Так грамоту давали. Только для личной гордости
В моём советском детстве олимпиады проходили по воскресеньям или на каникулах, никакого нынешнего свободного посещения школы для подготовки к серьёзным этапам не давали. Одни обязанности, никаких прав. Так что участие в олимпиадах не давало ничего, кроме лишних проблем. Исключение - победа на уровне РСФСР или СССР, но тогда до него было ой как сложно дотянуть.
Помню, как я разругалась с математичкой из-за участия в олимпиаде на зимних каникулах. Мы с мамой собирались в Питер, а она на полном серьёзе заявляла, что участие в олимпиаде важнее. Потом до конца учебного года за все контрольные у меня были "четвёрки".
С этим абсолютно не согласен... Подобные олимпиады раньше носили дух состязательности. А то, что есть кто-то, кто может сделать лучше тебя, было неплохим раздражителем в плане научиться лучше разбираться в той или иной дисциплине.
И что самое главное, все тогда находились в равных условиях. И все решала конкретно твоя подготовка к решению тех или иных задач.
Я и говорю, что только для личного удовлетворения. Мне это не нужно было. То, что мне было необходимо для будущей профессии я и без олимпиад изучала, а соревноваться я предпочитаю только с собой.