Эмодзи на службе бизнеса. Или как один смайлик помог наказать должника

Идеограммы и смайлики могут быть доказательствами в российских судах.
Эмодзи на службе бизнеса. Или как один смайлик помог наказать должника

Ранее я еще шутил на эту тему в посте про канадского фермера Криса, который отправил смайлик и потерял $ 82 000.

А вот уже пример риска от смайлика для российского бизнеса прямиком из суда:

Между предприятиями был заключен договор купли-продажи мобильного киоска в виде ретро-фургона Volkswagen T1. Срок поставки определен конкретной датой.

Согласно договору, цвет отдельных частей фургона будет согласован в дополнительном соглашении.

В указанную дату фургон не был поставлен.

В итоге покупатель обратился в суд с требованием взыскать с поставщика сумму аванса на неполученную поставку.

Поставщик возражал — ведь дополнительное соглашение на цвет не было подписано!

Однако суды встали на сторону покупателя:

  • покупатель и продавец обсуждали характеристики товара в переписке в мессенджере (WhatsApp)

  • продавец направил покуп.ателю в электронном сообщении варианты цвета. На один из которых покупатель ответил эмодзи «палец вверх».

  • продавец не стал запрашивать уточнения либо дополнительную информацию, т.е. ему всё было ясно.

В итоге суд признал эмодзи в качестве согласия и констатировал:

  1. В электронной переписке данный знак в обычном понимании подразумевает одобрение.

  2. В договоре была предусмотрена возможность электронной переписки и ее юридическая сила наравне с письменной формой, а также указаны телефонные номера.

Вывод-совет:

Переписка в мессенджерах и ее «неписанные» правила прочно вошли в нашу жизнь. И в коммерческую тоже.

Если бизнес-процессы на вашем предприятии подразумевают подобный способ коммуникации с заказчиками/исполнителями, желательно четко регламентировать его.  

Опишите в договоре все каналы связи, правила их использования, доступ к ним сотрудников. Иначе жизнь сама сделает это за вас и без вас.

Либо прямо исключите такую возможность.

Проведите ликбез с сотрудниками и расскажите о последствиях ошибки. Ведь как показывает практика, многие не воспринимают электронную переписку как что-то серьезное, официальное и связанное с рисками

Владимир Данилевский, юрист. Юридический фишки для владельцев бизнеса и директоров в telegram-канале.

Начать дискуссию