Информационные технологии

Реестр взысканий: раскрываем тонкости реализации информационного обмена между банками и налоговиками

Одним из самых ожидаемых событий в финансовой сфере за последние месяцы стал запуск информационного обмена кредитных организаций с Реестром взысканий через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В статье расскажем, на какие подводные камни в законодательстве мы наткнулись, реализуя модуль для обмена.
Реестр взысканий: раскрываем тонкости реализации информационного обмена между банками и налоговиками

Работая над модулем для обмена банков с Реестром взысканий, мы выявили ряд ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание при реализации, и готовы этим знанием поделиться.

Неидеальный вид Реестра взысканий

Главным регламентирующим документом для Реестра выступил закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел уплату большинства налогов единым налоговым платежом путем зачисления средств на единый налоговый счет.

Согласно НК, Реестр взысканий должен представлять собой платформу, где публикуются приостановления по счетам.

Банк обязан ежедневно обращаться на эту платформу и при необходимости корректировать сумму приостановлений в соответствии с текущим сальдо.

Как только сальдо на едином налоговом счете обнулится, автоматически в течение суток будет выполнена отмена приостановления и/или поручения налогового органа.

Это тот «идеальный» вид Реестра взысканий, появление которого банковское сообщество ожидало еще к 1 января 2023 года, и к которому продолжает стремиться до сих пор.

На текущий момент выполняется отладка «минимальной» версии Реестра взысканий. Реестр представлен двумя видами сведений:

  • Передача в кредитные организации транспортных контейнеров, содержащих документы от Федеральной налоговой службы (ФНС).

  • Передача в ФНС транспортных контейнеров, содержащих ответные документы от кредитных организаций.

Транспортные контейнеры содержат стандартные (для обмена по форматам 440-П) архивы, подлежащие последующей обработке в банке.

ФНС было принято решение минимально изменить действующие форматы «Налог-2», адаптировав их под нужды Реестра взысканий:

  • Принцип наименования файлов остался прежним, но префикс каждого сообщения, полученного из Реестра взысканий, начинается на «U» — такое решение кажется наиболее удачным, так как позволяет определить источник получения файла, не просматривая его содержимое.

  • Дополнительным индикатором для файлов, полученных посредством СМЭВ, является новая версия форматов — 3.72.

Эти корректировки позволяют не только однозначно идентифицировать данные сообщения в кредитной организации, но и с минимальными потерями адаптировать текущие алгоритмы кредитных организаций и функциональные требования под обработку новых видов сообщений.

«Техническое описание»

Все процедуры взаимодействия сторон подробнейшим образом разобраны в документе «Техническое описание взаимодействия участников информационного обмена в электронной форме в условиях единого налогового счета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия» (далее – ТО).

Согласно ТО, в банк могут направляться следующие виды документов.

Поручения налогового органа:

  • поручение на списание и перечисление суммы задолженности со счетов налогоплательщика в бюджетную систему РФ (UNO),

  • поручение на перевод электронных денежных средств налогоплательщика в бюджетную систему РФ (UKO),

  • поручение на продажу иностранной валюты с валютного счета должника и перечисление денежных средств от продажи иностранной валюты (UPV),

  • поручение на продажу драгоценных металлов со счета (вклада) в драгоценных металлах должника и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов (UPM),

  • поручение на перечисление денежных средств с депозитного счета должника (UPD).

Уведомления:

  • уведомление о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика (UPO),

  • уведомление об изменении суммы задолженности (UNO),

  • уведомление об изменении отрицательного сальдо, в отношении которого действует приостановление операций (UPO).

Решения:

  • решение о приостановлении (отмене приостановления) действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (UPN).

На текущий момент «Техническое описание» утверждено и содержит практически всю необходимую информацию для реализации обработки входящих сообщений налоговых органов со стороны банков.

Должна заметить, это стало приятной неожиданностью. Обычно, при построении интеграционных процессов с ФНС наблюдается либо жесткий недостаток информации, когда уже «на месте» выясняются тонкости взаимодействия, либо обратная ситуация, связанная с избытком информации, беспорядочно поступающей из разных источников и часто противоречащей самой себе.

На этом фоне ТО выступило в выгодном свете, послужив хорошим подспорьем на всех этапах реализации.

Но в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя: в этом документе не описаны особенности формирования Электронных документов налогового органа и банка, подразделения Банка России для «Поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика» (UKO).

Вместе с неоднозначностью информации в НК данное упущение дает большое пространство для творчества организаций. Ведь в таком случае реализация, алгоритмы, функциональные требования зависят лишь от интерпретации конкретного человека, на долю которого выпал анализ документации.

С чем мы столкнулись при реализации обработки сообщений вида UKO

1. В статье 46 НК, п. 3 дается следующая информация:

«Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе – решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) – организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе – поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе – поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса».

Данную формулировку можно интерпретировать как равнозначность поручений вида UNO и вида UKO, что мы и сделали.

Но, в п. 10 статьи 46 присутствует следующие допущения:

«При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет электронных денежных средств.

Взыскание задолженности за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банке».

Что, в свою очередь, предполагает поступление UKO в случае, когда у налогоплательщика нет средств для исполнения Поручения на списание (UNO), с последующим переводом электронных денежных средств на счет клиента для исполнения UNO.

Руководствуясь форматами электронных сообщений, мы пришли к выводу, что п.10 статьи 46 невозможно исполнить по причине того, что UKO, согласно форматам, является самостоятельным платежным документом на основании которого создается поручение.

2. В НК, статья 46, п. 3 говорится:

«В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета».

Но в ТО в файле с описанием особенностей формирования электронных документов налогового органа и банка отсутствуют пояснения, касающиеся построения цепочки взаимосвязанных поручений для UKO.

Согласно форматам, налоговая служба не препятствует построению аналогичной UNO системы передачи UKO-изменений и UKO-отзывов, в связи с чем мы приняли решение выработать такую же систему в нашем программном продукте для Поручений на перевод.

Должна заметить, что в обеих описанных выше ситуациях принятые решения являются частным мнением, сформированным на основании опыта взаимодействия с ФНС, что, конечно, крайне нежелательно в столь формализованном обмене.

Как я уже заметила, Реестр взысканий вышел в «урезанном» варианте, предполагающем минимальные изменения в реализации со стороны банков. Но на практике оказалось, что изменения эти достаточно масштабные.

В основном по причине того, что некоторые U-сообщения стали совмещать в себе функции сразу нескольких сообщений форматов «Налог-2».

Например, получилась ситуация, где RPO (приостановление операций на счетах) + ROO (возобновление операций на счетах) = UPO, или APN (приостановление поручения) + APO (возобновление поручения) = UPN. Формат UNO (поручение на списание) выступает в трех ипостасях: как поручение, как изменение и как отзыв.

В связи с нововведениями получения Уведомлений об изменении суммы на Поручения и на Уведомления о приостановлении (UNO, UKO, UPO) пришлось выстраивать цепочки взаимосвязанных сообщений, дорабатывать алгоритмы, вести учет Уникального идентификатора документа для UNO, UKO и UPO, а также обеспечивать его передачу в банк.

В самих банках реализованы уникальные алгоритмы обработки поручений (UNO, UKO) и решений, предполагающие динамическое изменение суммы, чего раньше не было.

Решения о приостановлении неисполненных поручений в рамках обмена с Реестром о взыскании приходят на часть суммы, что является логичным в условиях ЕНС. Все это также потребовало доработок.

Вне конкуренции доработки, связанные с изменениями по поводу возможности получения банками Поручений, Уведомлений (кроме UPO) и Решений по счетам физических лиц через Реестр взысканий.

Несмотря на то, что в поддержку этих доработок вышло немало корректировок в законодательстве, они не смогли удовлетворить потребности банковского сообщества в информации. Поэтому, как и в случае с неоднозначностью UKO, по ряду вопросов пришлось принимать частные решения.

На текущий момент происходит финальный этап отладки обмена с Реестром решений о взысканиях в условиях единого налогового счета.

Проделав такой большой путь, хочется отметить следующее:

  1. Документация, хоть и достаточна для осуществления реализации (именно достаточна, а не избыточна, что не менее важно), все равно имеет некие неточности, что тормозит реализацию.

  2. Чтобы оставаться в потоке актуальной информации, необходимо посещать вебинары, семинары и рабочие встречи, о которых порой бывает не так просто узнать. В общедоступных источниках информация публикуется или с существенным запозданием, или не публикуется вовсе. На вебинаре есть шанс получить ответы на свои вопросы, а также получить свежие документы для анализа.

  3. Новая практика – совместная с налоговым органом отладка сервиса, создание рабочей группы для связи с методологами и разработчиками со стороны ФНС – оказалась очень удачной идеей, которая принесла свои плоды: у вендоров появились шансы из первых рук узнавать о переносах сроков, об изменениях в форматах и порядках обработки в рамках видов сведений и пр.

В целом опыт построения интеграции с ФНС с помощью Системы электронного межведомственного взаимодействия оказался удачным.

Нам удалось реализовать все, что было необходимо для успешного взаимодействия с Налоговыми органами в условиях ЕНС в рамках проектов RS-Connect, RS Bank V.6, RS-Bank v. 5.5 на планируемую дату запуска – 01.05.2023.

Начать дискуссию

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет