Здравствуйте!
Меня зовут Людмила Решетникова, партнер в юридической компании GRCS, моя юридическая практика- более 18 лет, только за 20-22 годы выиграла судов на сумму
Государство в лице Федеральной антимонопольной службы следит, чтобы реклама была правдивой, не вводила людей в заблуждение и не нарушала нормы законодательства.
Несоблюдение требований к рекламе влечет административную ответственность:
от 2 до 2,5 тыс. руб.— для граждан;
от 100 до 500 тысяч — компании.
Какие требования предъявляются к рекламе, и чего в ней следует избегать?
Требования к рекламе
По закону реклама должна быть добросовестной и достоверной, то есть:
Формировать у потребителя правильное представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах.
Содержать только правдивую информацию.
В рекламе нельзя призывать к насилию или жестокости, побуждать к незаконным действиям, пропагандировать или демонстрировать нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, использовать информацию порнографического характера. Так же запрещается создавать отрицательное отношение к людям, которые не пользуются товаром из рекламы. Кроме того, не допускается реклама, которая напоминает дорожные знаки.
При оценке соблюдения требований к рекламе стоит ориентироваться на ст. 5 Закона «О рекламе», а также на требования к рекламе определенных товаров (глава 3 Закона).
Маркировка интернет — рекламы
С 01.09.2023 вся интернет-реклама должна быть промаркирована: обязательно указание информации о том, что это реклама, информации о рекламодателе и информацию о токене, полученном у оператора рекламных данных. За отсутствие маркировки рекламы привлекут к административной ответственности: для граждан штраф составит от 2 до 2,5 тысяч рублей, для компаний — от 100 до 500 тысяч.
Недостоверная и недобросовестная реклама
Недобросовестной считается реклама, которая:
Некорректно сравнивает товар с другими. Например, рекламируемый продукт противопоставляется «обычному», который со своими задачами не справляется.
Очерняет честь, достоинство или деловую репутацию конкурента. Нельзя в рекламе делать акцент на то, что конкурент хуже, нарушает какие-то правила или требования, обманывает клиентов и тд.
Скрыто рекламирует товар (услугу), рекламировать который нельзя конкретным способом, в определённом месте или время. К рекламе некоторых товаров предъявляются дополнительные требования. Это касается алкогольной продукции, рекламу которой можно размещать не везде. Однако производители нередко рекламирует другую свою продукцую, но в ней используют известный потребителям признак товара (название, изображение), который вызывает стойкие ассоциации с ним.
Представляет собой акт недобросовестной конкуренции. К таким действиям можно отнести, например, использование чужих средств индивидуализации.
Критериев недостоверной рекламы больше. Основной её признак – сведения, которые не соответствуют действительности. Перечислю лишь часть критериев недостоверной рекламы:
Указание на превосходство товара (услуги) перед другими. К таким ситуациям относится реклама со словами «лучший», «номер 1», если не конкретизировано, по каким критериям проведено сравнение.
Ложная информация о качествах и характеристиках товара (услуги).
Неверные сведения о стоимости, оплате, условиях доставки, обмена, ремонта, гарантии.
Неверные сведения о продавце или изготовителе.
Обман о реальном спросе на товар.
Что рекламировать нельзя
Ни при каких условиях нельзя рекламировать определённый перечень товаров. К нему относятся:
Наркотические и психотропные вещества.
Взрывчатые вещества.
Органы и ткани человека.
Товары, которые по закону необходимо регистрировать или сертифицировать, если регистрация/сертификация отсутствуют.
Табачная и никотинсодержащая продукция.
Услуги по написанию дипломов, курсовых и прочих аттестационных работ.
Как определить, не нарушает ли конкретная реклама требования закона?
Если есть сомнения, то до запуска рекламы рекомендую изучить практику УФАС на официальных сайтах, либо обратиться к юристу или юридическому консультанту для получения конкретной помощи и рекомендаций в вашем случае. Потраченное время или деньги будут гораздо меньше, чем возможный штраф за рекламу с нарушениями.
Все решаемо! Поверьте)
Людмила Решетникова
Начать дискуссию