Новый «черный список» ФНС РФ утвержден Приказом ФНС РФ 30.10.2024 № ЕД-7-17/914@, опубликованным 20 декабря 2024 года.
В новый "черный список" включено 30 государств:
25 стран ЕС - Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония
А также Австралия, Лихтенштейн, Монако, Новая Зеландия, Япония
*Германия и Латвия были добавлены в "черный список" ранее
* Среди стран, НЕ добавленных в "черный список" (формально не входящих в ЕС) - Андорра, Исландия, Норвегия и др
📌 Из нового "черного списка" исключена Ямайка
На что влияет:
финансовая отчетность КИК стран, включенных в "черный список", должна сопровождаться обязательным аудиторским заключением
невозможность применения основания для освобождения нераспределенной прибыли по критерию эффективной ставки
невозможность применения "сквозного подхода" при выплате дивидендов из КИК по цепочке в пользу российского физического лица
📌 В связи с тем, что в новом Приказе нет указания на налоговый период (год), начиная с которого он применяется, то формально следует руководствоваться правилом о вступлении документа в силу через 10 дней с даты его официального опубликования, т.е. 31 декабря 2024 года
Таким образом, мы видим риск, что новые правила для КИК должны применяться с 2024 налогового периода контролирующего лица (т.е. с периода, в котором вступает в силу Приказ, утверждающий новый "черный список")
⚠️Это означает, что финансовая отчетность КИК, зарегистрированных в странах ЕС или других странах из "черного списка", за 2023 финансовый период должна сопровождаться аудиторским заключением
Данная позиция также подтверждается Письмом ФНС РФ от 7 апреля 2023 г. N ШЮ-3-13/4872@
Описанное выше - наше толкование
Указанная аудированная финансовая отчетность за 2023 фин период прикладывается к Уведомлению о КИК за 2024 год, представляемому в налоговый орган в 2025 году
📌 Как мы писали в этом посте формально новое правило абз 3 пп 1 п 1.2 ст 309.1 НК РФ сформулировано так, что финансовая КИК, зарегистрированных в "недружественных" юрисдикциях должна быть подготовлена только по МСФО, отчетность по местному стандарту может быть признана налоговым органом как несоответствующая этому положению НК РФ
📌 Как мы писали ранее владельцам КИК из США, Великобритании и Украины физическим лицам и российским организациям,
А также владельцам КИК из стран ЕС российским организациям
будет проще предоставить доказательства соблюдения условий для освобождения от штрафа за непредставление фин отчетности за 2023 год в связи с введенными санкциями - п 5 ст 126 НК РФ
📌 Ответственность за непредставление финансовой отчетности вместе с уведомлением о КИК - 500 тыс руб за каждую отчетность - п 1.1. ст 126 НК РФ
Ответственность за непредставление финансовой отчетности по запросу налогового органа в случае первичного непредставления такой фин отчетности вместе с уведомлением о КИК - 1 млн руб за каждую отчетность - п 1.1-1 ст 126 НК РФ
📌Рекомендации:
1️ Варианты, не влекущие рисков:
Для КИК, зарегистрированных в "недружественных странах", подготовить финансовую отчетность по МСФО (помимо местного стандарта) с аудиторским заключением по МСА, если страна КИК также включена в новый "черный список" ФНС РФ
Использовать определение прибыли/убытка КИК по главе 25 НК РФ - независимо от страны регистрации КИК
2️ Варианты, влекущие риски:
представить фин отчетность КИК, зарегистрированных в "недружественных странах", по местному стандарту, толкуя абз 3 пп 1 п 1.2 ст 309.1 НК РФ как право применять МСФО, а не обязанность
не представлять фин отчетность 2023 для КИК, зарегистрированных в "недружественных" странах на основании п 5 ст 126 НК РФ
——————————————
Больше интересных материалов - в нашем Телеграм канале
Начать дискуссию