Трудовая деятельность работника в непосредственной близости от руководящих органов — дело привычное, а вот так называемая удаленка для наших современников — явление практически новое, к которому еще нужно приспособиться. В данной статье мы рассмотрим особенности и трудности исполнителей удаленной работы, а также эффективные меры по контролю над ними и, соответственно, повышению производительности труда.
Сразу скажем, что снижение продуктивности трудовой деятельности происходит по почти не зависящим от сотрудника на удаленке факторам. Домашняя обстановка априори является неким расслабляющим оазисом, никак не ассоциирующимся с отлаженным рабочим механизмом. Рабочая организация построена на этапах определенного порядка, с перекурами и обеденными перерывами в установленное время, и добросовестным сотрудникам и в голову не приходит нарушать этот режим. Тогда как дома работник может спокойно отвлечься, что неминуемо приводит к сбоям различной степени тяжести в любой работе. А деятельность очная настраивает человека на рабочий лад уже в пути на место деятельности, этот простой процесс моментально переключает человека в иное русло, абстрагирует от бытовой рутины.
Также важную роль играет нахождение человека в социуме, так как активная деятельность ближайшего окружения невольно заставляет его подчиняться общему стадному инстинкту. Из тех же соображений сотрудника стимулируют так называемые пятиминутки по утрам или итоговые совещания в конце рабочего дня. Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что работник на удаленке может полагаться лишь на собственную сознательность, то есть должен обеспечить себе железный самоконтроль. Так как самоконтроль не всегда возможен, этот факт и является основной проблемой удаленной работы, решить которую можно альтернативными методами.
Речь пойдет о программном аппаратном оборудовании, использование которого регламентируется личным согласием удаленщика. Необходимость введения ПО обусловлена прокрастинацией бизнеса, состоянием, к которому весь мир привела внезапная пандемия. Вынужденный и такой неожиданный переход на удаленный график работы, как индикатор, окрасил некоторые проблемы наших предприятий в красный цвет. Сколько компаний потерпели крах из-за непривычного формата работы, а точнее, из-за неспособности руководителей по-прежнему держать руку на пульсе бизнеса. Возникают простои в работе, пропускаются сроки сдачи важнейших проектов, появляется потребность в найме новых и зачастую неопытных работников. К тому же отсутствие мониторинга директората и самоконтроля сотрудников, как снежный ком, влекут за собой куда более серьезные проблемы, чем снижение продуктивности труда.
В ситуациях экстренного и неожиданного перевода сотрудников на удаленку руководство предприятия может не заметить превышения полномочий членами коллектива. Неограниченный доступ работника к значимой функциональности компании может привести к утечке ценной информации, аферам и предательству в деловой сфере.
Следует также учитывать психологические нюансы при внедрении подобных мер контроля со стороны руководителя. Тотальный контроль над сотрудниками может привести к совершенно противоположному результату. Постоянная деятельность работника под микроскопом может негативно сказаться на его психическом состоянии, настроить его на агрессивный лад по отношению к близкому окружению и, конечно, к руководящим органам.
Средства контроля работников на удаленной работе
Существует целый спектр способов мониторинга сотрудников, среди которых особняком стоит вариант тотального контроля коллектива предприятия. Не самый приятный для сотрудников, этот комплексный программный метод, однако, превосходно подходит для людей с низкой мотивацией на предприятиях с особо ответственной деятельностью перед законом и государством. Это системы непрерывного мониторинга, реализующие следующие задачи:
контроль местоположения работника при помощи GPS-меток;
видеофиксация трудового процесса с выявлением длительных точек внимания, запись с микрофонов и вебкамер, скриншоты посещаемых ресурсов;
фиксация истории взаимодействия гаджета работника с программной функциональностью компании, базой клиентов посредством контроля CRM-систем, ERP, IP-адресов/call-центров;
учет почасовой деятельности работников путем составления табелей, договоров;
составление диаграмм активности сотрудника в соответствии с командировками, графиком работы, перемещением на транспорте, больничными листами и т. д.;
контроль нарушений в работе — докладные руководству, требование объяснительных с сотрудников.
Подобный контроль, несомненно, приводит к увеличению производительности труда, но и заставляет работников чувствовать себя всего лишь мелким винтиком в сложном непрерывном механизме.
Тотальный контроль: достоинства и недостатки
Плюсы постоянного мониторинга неоспоримы, и они базируются в первую очередь на сокращении контролирующих органов, ведь большинство процессов происходят автоматически. Этот аспект высвобождает массу рабочих мест и позволяет сократить соответствующие расходы. Кроме того, спектр собранных данных позволяет увольнять недобросовестных сотрудников и формировать здоровый продуктивный штат, приносящий реальные доходы предприятию.
Из недостатков подобного тотального контроля можно отметить высокие расходы на приобретение программных средств и оборудования, их монтаж и обслуживание. Для обеспечения полного контроля требуется запустить сложные процессы интеграции софта компании с устройствами сотрудников: мобильными телефонами, ноутбуками, компьютерами. К тому же дорогостоящая и сложная система мониторинга небезупречна в действии. Работа оборудования без постоянного человеческого участия может привести к обратному эффекту.
Высококвалифицированные специалисты в области IT могут легко обмануть умную систему контроля: запустить видеозапись деятельности в настоящее время, изменить некоторые показатели в работе и т. д. Тем более что постоянный мониторинг личного пространства может замотивировать сотрудника идти против предприятия. Учитывая все минусы и плюсы комплексного мониторинга, многие предприятия останавливаются на узкоспециализированных инструментах.
Ресурсы точечного контроля
Для обычного щадящего контроля в условиях удаленной деятельности применяются ВРМ-системы и таск-сервисы. Таск-менеджеры позволяют управлять проектами и задачами, которыми занимается определенная группа сотрудников. ВРМ-система дает руководителю возможность контролировать все бизнес-процессы предприятия, отслеживать изменения в деятельности, своевременно устранять недостатки в работе, моделировать новые задачи. Также это ПО используется для хранения корпоративной переписки и документов, получения уведомлений и писем для компании. Непосредственное участие руководителя в этих программах позволяет ему контролировать результативность труда отдельно взятого сотрудника, стимулировать его или выявлять проблемы, применять определенные меры по устранению недостатков в работе. Демократичный контроль на базе этого ПО, общение и совещания в онлайн-формате вполне обеспечат предприятию, не нуждающемуся в строгом мониторинге, бесперебойность и эффективность деятельности.
Узкоспециальный точечный контроль: плюсы и минусы
Использование точечного программного оборудования имеет ряд очевидных положительных моментов. Персонал предприятия не ощущает вмешательства в личное пространство, что повышает его самооценку и стимулирует сотрудников на развитие профессионального потенциала. Руководитель компании контролирует лишь часть деловой жизни сотрудника, которая направлена на выполнение определенной задачи. Проекты, которые мониторит руководитель, неизменно сближают группу лиц, занимающихся ими, общие цели помогают наладить дружеские, доверительные отношения в коллективе. Средняя степень контроля позволяет руководителю удовлетворяться выполненными задачами и сроками их исполнения без получения негативной и ненужной информации о сотрудниках. Эти нюансы помогают сотрудникам сохранить свою трудовую репутацию и уважение к руководящим органам.
Расходы на монтаж облачного программного обеспечения, конечно, есть, но они неизмеримо ниже, чем на установку систем комплексного мониторинга предприятия. Сложной интеграции с софтом компании узкоспециальное ПО не требует, как и расширенного канала доступа в интернет. А возможность хранения данных о работе сотрудников на разных интернет-ресурсах (CRM, CMS и др.) практически исключает утечку важной информации или подлог файлов. Кроме того, узкая визуальная картина жизни сотрудника дает руководителю обзор лишь его профессиональных качеств и сводит возможность возникновения личной неприязни, предубеждения до минимума.
Выбор способа мониторинга зависит не только от желания руководства: этому предшествует целый спектр учета важных нюансов, среди которых профиль деятельности предприятия, ценность осуществляемых задач, степень важности организации в государственном значении и т. д. Совокупность этих моментов и определяет целесообразность использования того или иного метода контроля сотрудников на удаленной работе.
Начать дискуссию