Как оптимизировать рабочий процесс в праздники

Как оптимизировать рабочий процесс в праздники
Как оптимизировать рабочий процесс в праздники

Согласитесь, все мы любим праздничные и выходные дни. Как говорится, отдыхать — не работать. Но сегодня есть десятки производственных цепочек, профессий и целых бизнесов, для которых любой лишний выходной под объективным запретом. Специфика деятельности, особенности рабочих процессов и другие не менее важные обстоятельства часто становятся серьезным и даже непреодолимым основанием для отказа от еще одного «воскресенья».

В последние годы ситуация в этом смысле еще более усугубилась с появлением в производственном календаре множества новых нерабочих дней, которыми из-за переносов «обрастают», например, и без того длинные новогодние или майские праздники.

Давайте внимательно посмотрим, как без ущерба для своего дела пережить очередные праздничные выходные, кому лучше остаться в этот период не работе, а также каким образом выстраивать коммуникации и бизнес-процессы в момент, когда многих коллег или даже руководства попросту нет в офисе или на производстве.

Что говорит закон

Тут все просто: закон суров, однозначен и прямолинеен. Российский трудовой кодекс прямо говорит о том, что абсолютное большинство специалистов и целых специальностей прекращает свою деятельность в установленные выходные и праздники. Прочитать об этом подробно можно в статье 113.

Правда, есть одно «но». Работодатель в некоторых случаях все же имеет право «пригласить» сотрудника на работу и в его нерабочий день. Речь идет, например, о форс-мажорах. Это могут быть разного рода аварии и катастрофы, ЧП, угрозы порчи имущества компании и т. п. Хотя есть и гораздо более приятные причины: если работник занят в культурной сфере, привлекается для проведения какого-либо мероприятия, соревнования, обслуживания массового события, концерта и т. д.

При этом наиболее существенная группа исключений касается работ, которые попросту нельзя остановить. Это сфера услуг и продаж, деятельность специальных служб, медицинская помощь, пожарные и пр. Сюда же в целом относятся и специалисты техподдержки, сисадмины и иные работники, функции которых напрямую связаны с обеспечением работоспособности какого-либо информационного продукта или среды, ПО и т. п.

Важно также знать, что работа в праздничный день или в установленный законом выходной оплачивается работнику в двойном размере. А вызов сотрудника в такой день должен быть законно, с письменным согласием оформлен, чтобы в последующем не возникло неприятных вопросов ни у него самого, ни у трудовой инспекции.

Понятно, что все эти вещи черным по белому прописаны на бумаге, но в реальной жизни они часто подвергаются некоторому переосмыслению в целях большей оптимизации работы предприятия в праздники. Поэтому сейчас предметно поговорим именно о том, как правильно настроить рабочие процессы в эти дни.

Как построить работу на праздники на предприятиях торговли

Ясно, что ключевое препятствие к тому, чтобы сохранить полноценный непрерывный рабочий режим в нерабочие дни, связано с резким сокращением штата в это время.

Поэтому, если вы продаете что-либо через онлайн-магазин или оффлайн-точку, работаете с оптовыми покупателями, важно четко и заранее структурировать свою команду по:

  • сотрудникам, чья деятельность является критически важной для реализации бизнес-процессов. Это поддержка, продавцы, кассиры, складские рабочие и т. д. — та категория специалистов, которая, как правило, в том или ином объеме остается на предприятии и в праздники, и в выходные;

  • по сотрудникам, которые могут быть вызваны, если произойдет что-то нештатное или понадобится заменить описанную выше «первую линию». Сюда можно отнести специалистов по снабжению, сисадминов и др.;

  • по сотрудникам, которые отдыхают обычно вне зависимости от обстоятельств. Это чаще всего бэк-офис (бухгалтеры, товарные менеджеры и т. п.).

Следует зафиксировать всю эту схему особым приказом руководителя и ознакомить с ним подчиненных, чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно того, кто и как работает в ближайшие праздничные дни.

Естественно, любой нерабочий день должен быть озвучен и подробно описан в специальном сообщении для клиентов. Это могут быть стандартные бумажные объявления в точках продаж, посты в соцсетях и на сайте, предварительные рассылки через электронную почту, мессенджеры и т. п.

Важно предельно понятно объяснить, как будет работать компания в праздники (указать обновленный режим и период его действия), а также что в эти дни она сможет предложить (или что не будет работать, например, отдел взаимодействия с юрлицами).

Кроме того, нельзя забывать, что, если на праздники планируется какая-то рекламная акция, нужно внимательно все к ней подготовить — ценники со скидками и условиями на товарах, рекламные материалы в местах присутствия клиентов, подарки и пр. Конечно, сделать это лучше под руководством маркетолога еще до начала выходных и самого акционного мероприятия. Потом, когда рекламщик со спокойным сердцем отправится отдыхать, его помощь может оказаться недоступной.

Что делают в праздники руководство и топ-менеджеры

При ответе на этот вопрос многое решают целевая аудитория и категория клиентов. У вас розничные продажи? Много клиентов именно в нерабочие дни? В этом случае управленцы (директор, его зам, руководители отдельных подразделений) часто могут оставаться на работе, поскольку непосредственно участвуют во всем происходящем.

С юридическими лицами такого, как правило, не бывает. Праздники и выходные для них — период делового затишья. Поэтому для таких клиентов и партнеров достаточно дежурного специалиста, который при необходимости сможет ответить на типовые вопросы. Кстати, такие сотрудники часто есть на торговых предприятиях и в обычные дни. Они участвуют в разрешении спорных ситуаций и разбираются с другими проблемами.

Помните, наличие «специального» сотрудника помогает сэкономить, ведь (смотрим выше) вынужденный вызов работника с законного выходного должен быть оплачен вдвойне. Следовательно, привлечение к работе любого топа в праздники или выходной по-настоящему дорого обойдется компании (особенно с учетом его и без того серьезной зарплаты).

Как тогда быть? Как не потерять нить эффективного управления даже в нерабочие дни? И здесь на помощь приходит специализированный планировщик дел, онлайн софт для контроля и планирования производственных и корпоративных задач, например Projecto.

Почему Projecto полезен в праздники

Перечислим ключевые достоинства программы в отношении нерабочих дней по порядку:

  • любой сотрудник в любое время (и выходной тоже) видит весь объем собственных задач с их подробным описанием и прогрессом (с содержанием, сроками, чек-листами и пр.) и может ими управлять (отмечать выполнение, привлекать соисполнителей, отправлять на контроль и т. п.);

  • руководство может даже в праздники удаленно отслеживать и оперативно контролировать состояние выполнения всего пула задач в компании. Еще удобнее это делать через мобильную версию;

  • есть возможность сразу же влиять на ситуацию. Вы получаете уведомления о тех или иных событиях и можете тут же подключиться к решению задачи;

  • для собственников Projecto служит постоянным окном в бизнес — всегда открытым и объективным, через которое все видно в деталях и нюансах;

  • а для компании в целом Projecto — это одно комфортное пространство сразу для всех сотрудников для большой совместной работы в любом ее формате (совместная офисная, удаленная, из разных регионов).

Чтобы оценить эти и другие преимущества Projecto, можно просто посмотреть демоверсию системы.

И что в итоге? Уясним, праздники и выходные никогда никуда не денутся, поэтому к ним нужно основательно подготовиться:

  • Знать соответствующее законодательство, не нарушать, но при этом грамотно его использовать.

  • Четко распределить роли в нерабочие дни среди всех сотрудников.

  • Установить и применять все богатство функций правильного ПО, которое поможет держать руку на пульсе в любой — рабочий или нерабочий — день.

Начать дискуссию

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

Интересные материалы

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.