Какие хард скиллы необходимы проектному менеджеру?

Какие хард скиллы необходимы проектному менеджеру?
Какие хард скиллы необходимы проектному менеджеру?

Проджект-менеджер (Project Manager или PM) отвечает за реализацию проектов, решает сложные задачи и координирует работу других участников проекта. Поэтому он должен обладать лидерскими качествами, твёрдым характером и намерением быть во всём первым. Умение управлять людьми, грамотно организовывать команду, решать споры, мотивировать других сотрудников и ставить перед ними задачи — это человеческие качества или, как сегодня принято говорить, софт-скиллы (мягкие навыки). Но при этом PM должен обладать и хард-скиллами — профессиональными навыками, которые будут ему необходимы для работы в той или иной сфере.

Что же такое Hard Skills?

Hard skill (тяжёлые навыки) — это то, чему человека учат в университете или в колледже. Это знания и умения, которые можно заранее изучить, а также можно измерить и оценить. Например, к ним относится умение водить машину. Чтобы измерить (проверить) этот навык, существуют особые экзамены. Также это может быть умение ремонтировать автомобиль, знание иностранных языков или языков программирования, опыт управления людьми и т. д. Софт-скиллы, в отличие от «хард», протестировать невозможно, так как это личные качества человека, его навыки работы с другими людьми и в команде, которые он сможет продемонстрировать уже непосредственно на рабочем месте. То есть большинство навыков проджект менеджера — это софт-скиллы, но также важны и технологии управления, а также рабочие стандарты, требования которых вполне понятны.

Какие у PM могут быть хард-скиллы?

Самое неприятное в работе практически каждого руководителя проекта — это рутина. При работе управленцем она является неотъемлемой частью. И, чтобы разобраться с ней и грамотно избавиться от рутины, необходимы хард-скиллы. Приведём частый пример. Давно работающая проектная команда, при условии, что она работает успешно, обычно использует какую-либо из известных методик управления проектами или собственную методологию, ставшую симбиозом 2—3 или целого ряда популярных методик. То есть отношения в коллективе и бизнес-процессы представлены в формальном виде, имеются уже отработанные алгоритмы работы, ведения совещаний, контроля за поставщиками и т. д. Для таких процедур есть уже готовые форматы документов, а для ведения отчётности применяются планировщики задачей и целей. В итоге через некоторое время процессы работы, которую выполняет руководитель проекта, превращаются в рутину.

И, если человека принимают на должность менеджера проекта в такой состоявшийся коллектив, подразумевается, что он уже владеет всеми нужными навыками, знаком со всей необходимой документацией, типами отчётов и планов, умеет работать с нужным софтом и грамотно формулирует задачи согласно выбранным командой методикам управления. То есть человек должен не только обладать лидерскими качествами, но и применять профессиональные навыки, чтобы быстрее добиваться решения задач.

Самый важный навык здесь — это знание методик управления проектами, и речь не о том, что соискатель на должность о них где-то когда-то слышал. Необходимо понимать их основные принципы и механику, то есть твёрдо знать:

  • как часто и как правильно проводить совещания;

  • как поделить рабочий процесс на циклы;

  • как вести контроль на выходе;

  • как работать с заказчиком и его представителями;

  • как формировать цели и задачи;

  • как вести планирование и оценивать результаты.

Естественно, досконально изучить и запомнить все современные техники достаточно сложно, но нужно чётко понимать именно те, которые можно отнести к конкретным проектам. В любом случае базовые знания необходимы, их нужно обновить в памяти, чтобы легко адаптироваться на рабочем месте и иметь базу для быстрого начала трудовых процессов. Если такой базы нет, скорее всего, вам откажут ещё на собеседовании, так как никому не хочется потратить массу времени на ваше обучение и постепенное включение в работу. Кроме того, обучение PM с нуля обойдётся недёшево. Чтобы повысить свои шансы, нужно заранее изучить хотя бы 1—2 популярные методики и заняться поиском работы в тех командах, которые работают именно по ним.

Топ скиллов управления проектами

Формирование списка требований

Это важный скилл для такой должности, как Project Manager. Человек, пришедший на эту работу, должен знать, как формируются требования к проекту и кто их формирует, в каком формате лучше накапливать и сохранять данные. Он должен понимать, кто является заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), способными так или иначе повлиять на результат. Вне зависимости от типа проекта и методологии используются похожие способы описания и формирования требований. Это анкеты и интервью, опросы, Use-кейсы и User Story. Менеджер проекта обязан знать как минимум эти форматы и уметь с ними правильно взаимодействовать.

Оценка проекта

Что оценивается в проекте? Клиентов интересуют бюджет и срок выполнения задачи. Чтобы предоставить им наиболее близкую к реальности информацию, необходимо уметь работать с данными, понимать и ставить возможные сроки реализации тех или иных задач, правильно оценивать расходы на проект (не только основные, но и сопутствующие). Каждый PM должен уметь сопоставлять затраты и время с выходным качеством продукта. Если речь идёт о совершенно новом проекте, то он должен уметь раскладывать его на отдельные составляющие, каждую из которых можно оценить уже с большей уверенностью. При этом сделать оценку наиболее точной помогают популярные методики, о которых говорилось выше. Это может быть оценка по аналогам, принцип от частного к общему или другое.

Планирование

Безусловно, результат работы сильно зависит от правильного составления плана действий. Чем он точнее, тем точнее результат. Не имея плана, над проектом работать просто невозможно. Проект-менеджер обязан разбираться в видах планирования и связывать их с реализацией проекта. Он должен понимать, какие данные для этого понадобятся, какую информацию нужно собрать перед составлением плана, какие нюансы способны повлиять на результат, какие существуют риски и возможности их избежать.

Опытный менеджер умеет не только ставить задачи, но и детализировать их, а затем связывать планы с циклами работы. При этом важно умение пользоваться при планировании профильным софтом, что является неотъемлемой частью работы PM, а также умение грамотно расставлять приоритеты. Для проектной команды очень важно, чтобы менеджера не пришлось долго учить и всё объяснять, чтобы он сразу смог взять и включиться в работу. Перечислим конкретные скиллы планирования:

  • знание популярных методик планирования и способность правильно ставить цели и задачи;

  • умение вести команду к успеху и вовремя решать возникшие проблемы;

  • умение анализировать требования проекта, чтобы понять ожидания заказчиков;

  • способность оценивать и определять основные показатели;

  • работа с различными типами отображения планов (графиками, расписаниями, списками и т. д.);

  • умение делить крупные задачи на мелкие, следить за соблюдением дедлайна;

  • грамотное отслеживание динамики процессов;

  • контроль работы с документами;

  • умение отчитываться перед заказчиками.

Работа с рисками

Проджект-менеджер должен уметь правильно составлять список возможных рисков, то есть знать и учитывать все основные риски проекта, независимо от того, являются они типовыми или специфическими для какой-либо конкретной сферы деятельности. Он должен вовремя реагировать на любые риски, отслеживать их и устранять. Ему должно быть известно всё о возможных ошибках в своей работе и ошибках в управлении командой, а также о том, как успешно их избегать.

Сдача проекта

Это один из самых важных скиллов, когда проект уже завершён и результат работы необходимо представить заказчику. Здесь опытный менеджер проекта обязан уметь автоматизировать процесс сдачи: составить нужные документы и отдать их на подпись ответственным лицам, точно знать, что предоставить со своей стороны, а также места хранения необходимых доступов. Кроме того, он должен понимать, как и кем будет осуществляться дальнейшая поддержка проекта, если она необходима. Сдача работы заказчику может включать в себя:

  • составление плана коммуникации;

  • представление всех документов по проекту;

  • подписание приёма-передачи;

  • проведение обучения представителей заказчика (если это необходимо) и т. д.

Подведём итог

Проджект-менеджер является одной из тех профессий, которая со временем не утратит актуальности, а совсем наоборот. Компаниям, организациям и предприятиям всегда будут нужны грамотные управленцы, разбирающиеся в процессах бизнеса и умеющие контролировать работу команды. Иногда в эту профессию приходят люди, не имеющие специальных знаний, считающие, что быть менеджером легко и просто. Но на деле хороший руководитель обязан обладать массой знаний и навыков, без которых добиться поставленных целей просто не получится.

При этом может показаться, что для менеджера вполне достаточно наличия ряда личностных качеств, то есть все его скиллы должны быть исключительно софт-скиллами. Но управление проектами предполагает применение специальных знаний и инструментов, которые не дадут бизнес-процессам перерасти в рутину. От этой должности зависит слишком многое, чтобы брать на неё человека без скиллов из категории «хард». Поэтому всегда, когда соискатель приходит на должность Project Manager, от него требуется подтверждение своей квалификации, демонстрация предметных знаний и навыков в работе с планированием, рисками, сбором требований и сдачей проекта клиенту.

Начать дискуссию