Управление международными проектами: что нужно знать и что учитывать при организации процесса

С наступлением XXI века работа над проектом не требует собирать всех специалистов в одном офисе для организации рабочего процесса. Специалист, выполняющий поставленные задачи, может работать из дома в том же городе, где находится компания, из другого города, страны и даже континента.
Управление международными проектами: что нужно знать и что учитывать при организации процесса
Управление международными проектами: что нужно знать и что учитывать при организации процесса

Возможности удаленного доступна позволяют искать специалистов по всему миру, подбирая лучшие предложения по квалификации исполнителей и стоимости их услуг.

Но вместе с тем организация международного проекта имеет множество сложностей и нюансов. Они касаются вопросов организации рабочего процесса, связи и постановки задач, возможности общения с носителями других языков, проведения или получения оплаты, что существенно усложнилось в последние годы в РФ. О том, как можно решить возникающие проблемы, поговорим в этом материале.

Что представляет собой международный проект

Международный проект, как и обычный, включает в себя определенные цели, задачи, сроки их реализации, предполагает ресурс-менеджмент и прочие обычные для него функции и задачи. Существенным же его отличием является то, что работать над ним могут компании, подрядчики и частные специалисты из разных стран, зачастую интернациональный состав проекта может охватывать 3–4 и более государств.

Возможность тесного и эффективного взаимодействия специалистов в этом случае становится возможной благодаря использованию программных средств для организации коммуникаций. Развитие IT-отрасли позволяет разрабатывать средства для организации полноценного сотрудничества и взаимодействия для компаний, работающих в самых разных отраслях деятельности.

Рекомендации по управлению международными проектами и особенности их реализации

Рассмотрим подробней 7 основных особенностей и рекомендаций, которые могут помочь руководителям организовать проектную деятельность, технические и прочие работы, наладить контроль надлежащего качества.

1. Проведение переговоров и организация коммуникаций

Взаимодействие с работниками из разных стран требует учета многих факторов — от разницы в языках до различий в культурных традициях и нормах поведениях. Поэтому при организации сотрудничества можно столкнуться со следующими проблемами организации переговоров:

  • сложности перевода. Даже если выбран единый язык общения, к примеру английский, это не дает гарантий полного взаимопонимания, так как разные люди могут иметь разный уровень знаний, особенно в технической сфере, а применение машинного перевода лишь усложняет задачи. Поэтому необходимо максимально внимательно подходить к постановке задач и организации совещаний;

  • ментальные различия. С одной стороны, может показаться, что менталитет должен быть абсолютно в стороне от деловых отношений, но накладки всегда есть. Представители разных стран и культур по-разному относятся к ведению переговоров, соблюдению иерархии. Различаться может даже подход к приветствиям: кому-то достаточно двух слов, а кто-то проводит целую церемонию, выражая уважение или предрасположенность. Не стоит забывать и о том, что в некоторых странах сроки выполнения работ представляют собой весьма условные значения;

  • традиции и религия. Еще две вещи, которые не стоит смешивать с бизнесом, но по-другому никак. Конфликты и обиды на религиозной почве и связанные с традициями могут вспыхивать быстро и выливаться в значительные сложности. Поэтому стоит изучать традиции и прочие особенности страны, с которой ведутся работы.

2. Управление ресурсами проекта

Планирование и управление ресурсами в проектах, объединяющих представителей нескольких государств, требует определенного подхода. Нужно учитывать, что в разных странах могут быть разные стоимости на одинаковые услуги, товары, сырье, материалы, разные виды налогообложения, условия организации продаж, ведения деловой деятельности и т. д.

Самым правильным подходом при организации управления ресурсами будет проведение оценки выгод и доступности ресурсов в разных странах, представители которых участвуют в проекте.

3. Управление рисками

При ведении международного проекта мы получаем весь объем стандартных рисков, а также дополнительную порцию, связанную с тем, что деятельность проводится в международном формате. Так, к рискам ведения международных проектов можно отнести следующее:

  • непонимание и проблемы в организации коммуникаций между людьми;

  • технические недостатки и сложности организации связи, решаемые посредствам современного ПО для личного общения, конференций, телефонии и прочих задач;

  • международные переводы также осложнились в силу ограниченности инструментов. Проблема может обернуться задержками, штрафами и прочим;

  • прочие проблемы юридического характера, возникающие по причинам разного законодательства и норм оформления в разных странах.

Не стоит забывать и о политической ситуации в разных регионах, климатических и прочих особенностях, способных повлиять на функциональность офиса, организацию передачи данных по информационным сетям и многое другое.

4. Бюджет проекта, сроки исполнения задач

При формировании бюджета и расходов необходимо учитывать не только особенности проекта, но и специфику региона, где происходит его реализация. Региональные особенности того или иного государства могут различаться по следующим параметрам:

  • разница валютных курсов, комиссия за конвертацию валют и сама возможность конвертации;

  • торговые, налоговые пошлины и прочие обязательные выплаты, которые могут существенно различаться;

  • комиссии банков и платежных систем, объемы максимальных и минимальных выплат, переводов;

  • показатели конкуренции, определяющие сроки и эффективность развития проекта.

Помочь нивелировать риски и обеспечить эффективное формирование и распределение бюджета поможет детальное планирование каждого этапа работ.

5. Особенности работы с командой

Формируя для проекта международную команду специалистов, необходимо учитывать юридические тонкости и нюансы выстраивания деловых отношений. Так, необходимо соблюдать законодательные нормы при приеме и увольнении сотрудников, заключении трудовых договоров. Несоблюдение обязательств или незнание законодательных норм послужит причиной для серьезных штрафов.

Также, работая с сотрудниками из разных стран, необходимо добиться общности графика или предоставления результатов. Нанимая фрилансеров и удаленных сотрудников, часто приходится сталкиваться со значительной разницей в часовых поясах. В такой системе необходимо четко выстраивать методы взаимодействия, чтобы обеспечивать слаженную работу офисов и отдельных работников в разных странах, в противном случае получить целостный результат и необходимый уровень оперативности практически невозможно.

6. Адаптация к условиям региона работы

Если для совместной работы выбран вариант, при котором работник, представитель клиента или иной специалист переезжает в основную страну реализации проекта, где находится центральный офис для работы на местах, то также возникают определенные сложности с адаптацией. Как правило, они сводятся к следующему:

  • изменение графика работы, а зачастую и часовых поясов, что требует определенного уровня акклиматизации, позволяющей настроить график активности;

  • изменение бытовых условий, от особенностей пользования общественным транспортом до графика работы магазинов и прочих заведений;

  • изменение климата, что может оказать существенное влияние, если человек из определенной среды попадает совершенно в другую;

  • изменение эпидемиологической ситуации, включая распространенность вирусных и инфекционных заболеваний, к которым у человека не может быть устойчивого иммунитета.

Все это сводится к тому, что при реализации схемы с физическим привлечением иностранных сотрудников необходимо быть готовым к периодическим сложностям в их работе. К примеру, человек может просто заболеть, опоздать из-за незнания графика движения транспорта и других особенностей городской инфраструктуры и прочих тонкостей. Лучше заранее учесть такие риски и быть готовым к различным негативным сценариям, чтобы они не повлияли на общий результат.

7. Изменяемость среды с учетом региональной специфики

При работе над международным проектом требуется учитывать специфику каждого государства и географического региона, где присутствуют активы компании, офисы, сотрудники и прочие ресурсы. Учитывать потребуется как политическую обстановку и ее изменения, которые зачастую бывают достаточно резкими, так и прочие особенности. К этим особенностям относятся юридическое право, системы оплаты труда, климатические особенности, менталитет и многое другое.

Необходимость предусматривать все возможные изменения среды внутри и вне компании и проекта ложится на плечи руководителей. Поэтому крайне важно проводить периодическую и комплексную аналитику изменений. Также потребуется заранее учитывать характерные особенности региона, закладывать потенциальные риски и изменения в политику развития проекта.

Если не учитывать возможные изменения и заранее не прописывать меры и способы реагирования на них, это может повлечь дополнительные риски. Как результат, можно столкнуться с превышением бюджета, материальными потерями, штрафами, продлением сроков достижения поставленных задач. Поэтому на роль руководителей необходимо принимать не только квалифицированных в непосредственной отрасли работ специалистов, но и людей, знакомых со спецификой региона, либо иметь представителей на местах, мнению которых можно доверять.

Подводя итог

Даже опытные управленцы, ранее занимавшиеся развитием крупных, но локальных проектов, начиная работать с ними в международном масштабе, сталкиваются со множеством трудностей. Как было сказано выше, международный проект имеет все те же проблемы, что и любой другой, но и множество дополнительных сложностей сверх этого. Поэтому, какой бы высокой ни была квалификация специалистов-управленцев, потребуется достаточный период адаптации и выстраивания методов работы.

Несмотря на сложности, выход на дополнительные рынки, расширение поля деятельности, всегда стоят вкладываемых в этот процесс усилий. Так, можно не только увеличить прибыль, если поставлена такая цель, но и добиться большей узнаваемости бренда, повысить его авторитет, сократить издержки и нарастить производственные мощности в более выгодных условиях. Вместе с тем это возможность снизить затраты на услуги специалистов, найдя талантливых работников в развивающихся странах, где средний уровень дохода ниже.

Какой бы ни была цель и какие бы методы ни использовались, мы рекомендуем применять современные средства коммуникаций, контроля и мониторинга проектов.

Начать дискуссию

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Лучшие спикеры, новый каждый день

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Интересные материалы

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру