Причиной отказа в налоговом вычете или получении денег из бюджета могут стать ваши контрагенты, если окажется, что вы сотрудничали с:
фирмами-однодневками;
организациями, которые в действительности не ведут деятельность;
компаниями с недостоверными юридическими данными;
а также будут выявлены иные факты, указывающие на несостоятельность контрагента в выполнении условий договора.
Как этого избежать?
Необходимо заблаговременно проверять контрагентов. Такая обязанность не закреплена законодательно. Однако это поможет доказать обоснованность сотрудничества при появлении подозрений у налоговой относительно контрагента.
Для чего проверять контрагентов?
Несмотря на то, что законом не установлена обязанность компаний проверять контрагентов, это имеет смысл для того, чтобы обезопасить себя и компанию:
избежать заключения сделок с недобросовестной организацией;
исключить негативные налоговые последствия.
Для проверки можно использовать те же критерии, по которым налоговая проверяет организации. Основная задача налоговой в данном случае — выяснить, способна ли организация совершить операцию, по которой вы желаете получить вычет, с учётом имеющихся у неё ресурсов.
Признаками несостоятельности к выполнению сделки могут быть следующие факторы:
Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или его представителя.
Отсутствие достоверной информации о фактическом местонахождении контрагента. В том числе — данных о производственных (или иных) площадей, имеющихся в собственности.
Отсутствие данных о контрагенте в открытых источниках — интернете и СМИ.
Наличие подозрений о несостоятельности контрагента к выполнению условий договора на основании любых других факторов.
Каждой компании стоит разработать перечень действий для проверки контрагентов. Закреплённый во внутренних документах организации, он может использоваться при каждой последующей проверке.
3 шага для проверки контрагентов
Весь процесс проверки сводится к трём основным шагам:
1. Проверка сведений о контрагенте и руководящем составе. Это можно сделать на сайте ФНС России. Обязательны к проверке следующие сведения:
действительно ли контрагент зарегистрирован как юридическое лицо или ИП;
нет ли ограничений для руководителя, связанных с лишением права занимать руководящие должности и управлять организациями;
действителен ли физический адрес юрлица (необходимо исключить совпадение с адресами массовой регистрации);
нет ли у контрагента долгов, взысканных по суду и не погашенных на момент заключения сделки.
2. Запрос документов у контрагента. Необходимо получить копии следующих документов:
подтверждающие право на ведение определённых видов деятельности (лицензии), в особенности, в рамках которых вы планируете сотрудничество;
утверждающие полномочия должностных лиц с правом подписи документации (приказы, доверенности).
3. Анализ данных о контрагенте из открытых источников. Для этого стоит использовать Интернет и СМИ:
посетить сайт контрагента, изучить его содержимое, оценить качество: серьёзный ресурс или временный «одностраничник»;
найти рекламные объявления на специализированных ресурсах;
найти и проанализировать отзывы покупателей, которые могут подтверждать наличие у юридического лица производственных мощностей, оборудования, квалифицированных сотрудников.
Всю полученную информацию следует сохранить в электронном виде и распечатать с указанием даты получения. Также стоит сохранить переписку с контрагентом: она доказывает реальность заключения сделки.
Начать дискуссию