Использование ЭДО (электронный документооборот)
Пример как прописать в договоре: «Стороны согласовали возможность подписания документов с помощью оператора электронного документооборота. Стороны гарантируют обеспечение конфиденциальности ключей электронных подписей. Сторона, которой стало известно о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи, обязана уведомить другую Сторону о данном факте и отказаться от использования данной подписи».
В этом случае важно дать гарантии конфиденциальности электронной подписи и обеспечить их. Но ЭДО есть не у всех, и он не дешевый.
Обмен сканами и признание за ними юридической силы
Пример как прописать: «Стороны признают надлежащим подписание договора и приложений к нему путем обмена отсканированными копиями по электронной почте, указанной в разделе «реквизиты и контакты сторон» Договора. Такие документы считаются подписанными простой электронной подписью и приравниваются Сторонами к документам на бумажном носителе. Стороны гарантируют обеспечение конфиденциальности адресов электронной почты, указанных в Договоре».
Несмотря на то, что этот вариант выглядит простым в исполнении, мы его не рекомендуем. Имея бумажный оригинал всегда проще защитить свои права.
Обмен сканами с обязательным последующим обменом оригиналами
Пример как прописать: «Стороны признают надлежащим подписание договора и приложений к нему в путем обмена отсканированными копиями по электронной почте , указанной в разделе «реквизиты и контакты сторон». Такие документы обладают полной юридической силой до момента получения сторонами оригиналов документов. Стороны гарантируют обеспечение конфиденциальности адресов электронной почты, указанных в Договоре».
Этот вариант является наиболее предпочтительным: экономит время и позволяет оперативно выйти на проект. Но здесь главное не забыть в последующем обязательно обменяться бумажными оригиналами.
А как вы чаще всего заключаете договоры? Поделитесь в комментариях 📑
Начать дискуссию