Управленческий учет

Безубыточность – и точка. Состояние бизнеса, похожее на «al dente»

Состояние бизнеса, при котором хозяйствующий субъект не несет убытки, но и не генерирует прибыль, называется Точка безубыточности (ТБ).
Безубыточность – и точка. Состояние бизнеса, похожее на «al dente»

Для общего развития на этой вольной интерпретации сего экономического термина можно было бы и закончить.

Однако, мы с вами не желаем довольствоваться малым. Поэтому будем двигаться дальше, раскрывая пользу ТБ для управления бизнесом.

Точку безубыточности определяют в стоимостном или натуральном выражениях.

Первый вариант показывает на какую сумму необходимо продать товаров. И его чаще используют предприятия, которые реализуют несколько типов номенклатур.

ТБ ст. = Постоянные затраты/Маржинальность

Постоянные затраты не зависят от объема производства. Например, заработная плата бухгалтерии или аренда офиса. Не будем уходить в дебри постоянных и условно-постоянных расходов.

Маржинальонсть рассчитывается как отношение разности выручки и переменных затрат к выручке.

Переменные затраты зависят от объема производства. Например, прямая себестоимость и трудозатраты.

ТБ.нат = Постоянные затраты/(Цена ед.- Себестоимость ед.)

ТБ в натуральном выражении говорит нам о том, сколько таких товаров необходимо реализовать. Данный вариант наиболее подходит для моно-номенклатурного бизнеса.

Точка безубыточности является вашим надежным партнером в управлении бизнесом.

Данные, полученные из расчета и анализа ТБ, помогут вам принять взвешенные управленческие решения в ситуации, когда необходимо:

  • Рассчитать оптимальную продажную цену.

    На основе этой информации можно принимать решение о размере скидки на товар.

  • Определить загрузку производства.

    Исходя из этого можно планировать сырьевые и человеческие ресурсы.

  • Рассчитать период окупаемости.

    С какого дня бизнес начинает генерировать прибыль. Если вообще начинает.

Для максимизации пользы от расчёта и анализа ТБ рекомендую делать это на постоянной основе.

Ежемесячный анализ ТБ поможет выявить слабые места вашего бизнеса. Это могут быть постоянные расходы (операционка), цена или себестоимость. Выявление тормозящих переменных в бизнесе необходимо для того, чтобы точечно направлять для борьбы с ними управленческие усилия.

А вот что не рекомендую, так это стремиться распределить операционку на каждый вид продукции.

Если у вас многономенклатурный бизнес. Это в подавляющем большинстве случаев субъективная история, которая может привести к искажению данных. И, как следствие, к некачественным управленческим решениям.

Лучше возьмите объем выручки, который способен покрыть операционку, и, исходя из рентабельности или других факторов, определите какой продукт и в каком объеме вам выгоднее продавать. Практически PnL получился.

=== ===

Файл-пример

===

С заботой о вашем бизнесе.

Владислав Савушкин, советник по управлению бизнесом.

Начать дискуссию