О том, что это за явление и откуда оно взялось, написано уже достаточно, поэтому матчасть в статье пропустим. Поделюсь 4 простыми, но действенными способами, как не откладывать на потом текст, будь это письмо клиенту, пост в блог или сообщение в мессенджере.
Если советы понравятся, возвращайтесь в этот абзац, чтобы подписаться на канал Плохое/хорошее — в нём регулярно делюсь советами, которые будут полезны всем, кто пишет для удовольствия или по долгу службы :)
Пропустите вступление
При писательском блоке сложнее всего разогнаться, поэтому первые абзацы всегда даются со скрипом. Вроде бы чётко понимаешь, чем хочешь поделиться, и даже уже прикинул план, но грамотно подвести к теме не получается. Кажется, что нельзя начинать свой рассказ вот так в лоб, без вступления. На самом деле можно и даже нужно.
Пользу вступления часто переоценивают: читатель пришёл с конкретным вопросом, и он будет только рад, если автор сразу даст такой же конкретный ответ. К тому же первые абзацы часто состоят из почти бесполезной информации. В этом можно убедиться на примерах ниже: если просто снести вступление, статьи ничего не потеряют и станут только лаконичнее — проверьте сами:
Накидайте черновик в виде маркированного списка
Выпишите всё, о чём вы хотели бы рассказать, сплошным перечнем по принципу «одна мысль — один пункт списка». Это куда проще, чем сразу строить последовательное повествование. Возможно, потому что в голове мысли так и расположены: кучей друг на дружке. Или дело в том, что страх чистого листа усиливается, когда пытаешься написать текст сразу с идеальной структурой и формулировками.
Например, вот как я начинал писать эту статью — выписывал каждую мысль в новой строке:
В черновике я часто перескакивал с одной мысли на другую и использовал фразы на грани с жаргонизмом. Но всё это легко поправить после — главное, не пытаться представить в голове сразу эталонный текст, а как скульптор постепенно создать качественный материал из сырья: разбить список на разделы, удалить избыточную информацию, добавить подзаголовки.
Начните с интересного, а не с начала
Любая крупная статья начинается с маленькой мысли или идеи: личной истории, забавного диалога, отзыве о сервисе или товаре — по сути это то, ради чего и затевается вся публикация. Попробуйте на время забыть об остальных разделах и начните с «гвоздя программы» — когда втянетесь, вас будет не остановить.
Когда я готовил статью об инструментах для работы с контентом, сначала составил план, а потом стал писать — но не с начала, а с раздела «Мультимедиа», потому что в нём было больше всего моих любимых сервисов:
Представьте, что пишете другу или маме
Приём немного избитый, зато работает, как часы. Мы так легко и доступно делимся мыслями в кругу близких и коллег, но почему-то быстро замыкаемся и используем неестественные фразы, когда дело доходит до текста. Странно, учитывая, что условия мало чем отличаются: тема и спикер не меняются, читатели — люди практически с теми же интересами.
Сложно сказать однозначно, в чём причина такого явления: тут тебе и эффект школьной парты, за которой нас учили писать слишком «правильно» и официально, и синдром самозванца, и лёгкая социофобия. Но выход есть: представьте себя в кругу всё тех же близких и коллег и попробуйте изложить материал ровно так же, как сделали бы это устно.
Важно не просто включать воображение, но и прямо так и начинать статью: «Мам, привет. Прикинь, вчера я развернул свой сервер на домашнем компьютере. В принципе, там всё просто…» На выходе получится черновик, с которым страх чистого листа уже в принципе невозможен :)
Начать дискуссию