Аудит

Зачем бизнесу подтверждать этичность и ответственность: кейс AB InBev Efes

Расскажу, как проходит процесс подготовки к прохождению сертификации.

Сертификация ISO

Новейшим нормативом в области корпоративной этики и комплаенса является стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента соответствия — требования и руководство по применению». Его разработал крупнейший и самый авторитетный институт — Международная организация по стандартизации, International Organization for Standardization, ISO.

Соответствие нормам ISO можно подтвердить при помощи специального сертификата. Процедура прохождения сертификации добровольная, и обычно ее проходят, чтобы повысить доверие к предприятию со стороны инвесторов, партнеров и государственных органов. А главное — подготовка к сертификации дает предпринимателям понятный алгоритм, как упорядочить различные процессы внутри компании. По этой причине количество компаний во всем мире, сертифицированных ISO, с каждым годом растет. В 2022 г. объем мирового рынка сертификации ISO оценивался в 13745,12 млн долларов и, как ожидается, к 2028 г. он увеличится в среднем на 14,67%, достигнув 31249,8 млн долларов.

Процесс подготовки к прохождению сертификации состоит из нескольких этапов:

  1. Решение о необходимости сертификации.

  2. Изучение стандартов системы менеджмента, где прописаны требования для создания, разработки, внедрения, оценки, поддержания и постоянного улучшения системы комплаенс: ISO 37301:2021.

  3. Разработка системы менеджмента.

  4. Ее внедрение. На этом этапе важно, чтобы сотрудники компании были заинтересованы и вовлечены в процесс преобразований, иначе бизнес скорее всего окажется не готов к сертификации.

  5. Внесение корректировок на основе опыта и обратной связи.

  6. Проведение внутреннего аудита системы.

В компании AB InBev Efes отдел комплаенс был выделен в отдельную функцию в 2018 г. с прямым подчинением акционерам. Основная работа отдела ведется по четырем ключевым направлениям: противодействие коррупции, антимонопольное регулирование, персональные данные, а также внутренний аудит.

На протяжении нескольких лет мы задумывались о прохождении сертификации нашей системы комплаенса по стандартам ISO. Мы понимали, что движемся в свой работе в правильном направлении, но получение внешнего подтверждения и независимой оценки дает любой компании ряд преимуществ. Так, в рамках переговоров о сотрудничестве партнеры, особенно зарубежные, интересуются тем, какая ситуация с комплаенс у компании.

Если пройдена сертификация — это положительно отражается на репутации компании и помогает привлекать инвестиции.

Кроме того, внешний аудит позволяет компании увереннее чувствовать себя в плане потенциальных рисков (антимонопольная политика, противодействие коррупции, предотвращение дискриминации, защита конфиденциальных данных и многие другие). Это дополнительная гарантия, что мы не понесем убытки в связи с какими-либо нарушениями, так как все процессы четко соответствуют законодательству, а сотрудники придерживаются политик и кодексов.

Прохождение сертификации, конечно, не снижает внимания к работе компании со стороны контролирующих органов, но выводит бизнес на уровень эксперта по этой теме, позволяет активнее влиять на улучшение бизнес-среды в стране.

Также это влияет на репутацию и доверие потребителей к производителю, что делает компанию еще привлекательнее в качестве работодателя.

Мы начали процедуру получения сертификации ISO 37301:2021 в октябре 2022 г. и успешно завершили в мае 2023 г. Стоит отметить, что сама ISO не проводит оценку соответствия. Она разрабатывает стандарты, а уже проверкой и выдачей сертификатов занимаются независимые аккредитованные организации. Они же предоставляют право на использование логотипа «ISO», который относится к зарегистрированным товарным знакам.

В обязанности аккредитованных организаций входит проведение разных проверок, по результатам которых в итоге принимается решение о получении сертификата.

Начинается процедура проверки с предоставления аудиторам различных документов: лицензии, устава, реквизитов, состава предприятия, целей и политик компании и так далее. Изучением документов работа не ограничивается. Сертифицирующая организация изучает информацию о работе компании в независимых источниках, смотрит непосредственно, как работает система комплаенса на практике, разговаривает с сотрудниками компании, оценивает эффективность системы реагирования на риски и т.д. Если все параметры соответствуют требованиям стандарта, эксперты формируют положительное заключение, и компания получает международный сертификат о соответствии. Он действует в течение нескольких лет, после чего потребуется перепроверка. Кроме того, раз в год сертифицирующий орган проводит технический надзор. Таким образом, участнику необходимо не просто получить желаемый документ, но и постоянно поддерживать соответствующую систему управления. 

Мы гордимся, что наша компания первой в отрасли успешно прошла сертификацию и подтвердила соответствие всем современным международным комплаенс-практикам. Нам удалось в очередной раз подтвердить высочайшие стандарты в области комплаенса, а также продемонстрировать, что деятельность отвечает передовым международным практикам по этике ведения бизнеса, противодействию взяточничества и коррупции, антимонопольному регулированию и защите персональных данных.

Начать дискуссию