Звучит прикольно, правда? На деле еще интереснее — мы взяли интервью у Product manager Мадины-Мишель Новиковой, которая разложила нам по полочкам и «вывернула наизнанку» все тонкости коридорного теста, грамотно проводить который теперь сможет каждый. В общем, читайте.
1. Мадина, что такое коридорные тесты?
Так как вектор оптимизации продукта, а конкретно интерфейса, определяют именно пользователи, то важно понимать, с какими проблемами сталкивается аудитория. Для того чтобы четко определить сильные / слабые стороны, нужно смотреть не замыленным глазом разработчика, а сквозь призму потребителя. Зачастую разработчики и потребители понимают продукт по-разному. А для того чтобы решить этот конфликт и прийти к пониманию, проводятся подобные тестирования.
Если в двух словах, то коридорное тестирование — это быстрый способ пережить пользовательский опыт (User Experience) в заданных условиях.
Его можно проводить как с прототипом, так и с уже запущенным продуктом. Допустим, вам необходимо определить нативность интерфейса сайта, но делать специально сайт — затратно. Вы можете «накидать» его вInVision или в Getcover и запустить в тестирование. Если ваш продукт уже готов, но вы испытываете какие-то проблемы, то можно задать своим респондентам определенную ситуацию, содержащую проблемную часть, в которой они должны рассказать о своем пользовательском опыте в заданных условиях.
2. В чем их реальный профит, кому и зачем они нужны?
После проведения коридорного тестирования у вас сложится понимание восприятия потребителем продукта и последовательности его действий при взаимодействии с ним. Так вы поймете, какой путь проходит потребитель (Customer journey), когда у него возникают трудности и чем он недоволен.
Коридорное тестирование называется «коридорным», потому что помогает максимально быстро получить ответ на определенный вопрос благодаря четко заданной траектории движения как по «коридору».
Основные профиты такого тестирования заключаются в:
1. Экономии ресурсов во время разработки продукта
2. Определение болей потребителей при пользовании товаром
3. Когда он нужен, а когда нет?
Это тестирование необходимо в двух случаях, когда:
•Нет ресурсов или надобности на объемное юзабилити тестирование (Usability testing)
•Небольшая проблема вредного характера не позволяет двигаться дальше
Проще говоря, это вопрос масштаба проблемы. Если продукт в принципе не подходит потребителям, то это юзабилити тестирование. Если же какая-то часть неправильно / плохо функционирует, то подойдет коридорное тестирование.
4. Как они проводятся?
Тестирование может быть как очным, так и заочными (дистанционным), как онлайн, так и в режиме видео / аудиозаписи.
Я настоятельно советую проводить тестирования в формате видеоконференции с записью экрана и видео собеседника. Так вы сможете не отвлекаться на записи действий пользователя вручную, а внимательно следить за тем, что происходит и вовремя направлять или задавать вопросы. К тому же это позволяет охватывать больше людей, не зависеть от местоположения, видеть их мимику одновременно с действиями на экране.
Выражение лица человека — важный фактор. Зачастую респонденты не хотят вас обидеть и смягчают свое впечатление искаженными фразами, а вот невербальные сигналы как раз таки опережают слова.
5. Какие вопросы задавать при проведении теста?
Мы рассматриваем два варианта тестирования: не готовый продукт и продукт с проблемой. Если вы демонстрируете только прототип, то вам стоит задавать следующие вопросы:
•Что ты видишь?
•Что понимаешь?
•Что хочешь сделать?
•Куда бы ты нажал, чтобы сделать / найти что-либо?
•Как ты думаешь, что произойдет при переходе / нажатии на эту ссылку или кнопку?
•Как ты понимаешь эту фразу / название?
6. Какая предварительная информация нужна для проведения теста?
•Определите ЦА
•Создайте прототип или определите проблему в уже существующем продукте
•Определите контекстный тезаурус
•Создайте сценарий (customer journey map)
7. Как проводить тестирование?
Перед звонком / встречей подготовьте все материалы, чтобы не тратить время на поиск и систематизацию документов. Когда вы уже встретились / созвонились с пользователем, не спешите давать ему задачи и задавать вопросы. Для начала:
1. Поздоровайтесь, представьтесь, поблагодарите за участие в тестировании
4. Объясните, для чего необходимо тестирование
5. Спросите разрешение включения записи экрана
6. По окончании коридорного тестирования уточните, остались ли у пользователя вопросы
7. Внесите нужные данные в таблицу (для удобства можете создать папку на GoogleDrive)
8. Где искать респондентов?
Респондентами могут стать любые люди в зависимости от вашего продукта: прохожие, коллеги, родственники, ЦА. Их можно искать:
•На тематических форумах
•В группах Вконтакте
•В чатах в Telegram: [UNCRN.me] Коридорки и кастдев, Perm Product People, Epic Growth Chat, Designers of Perm, ProductSense Chat
•Сарафанным радио через Instagram
•Через LinkedIn с помощью сервиса InTouch Tool.
Заходите через Tor.Browser, так как на LinkedIn невозможно зайти с обычного браузера. Это абсолютно безопасно. Вот, что мне рассказала Елена, одна из создательниц сервиса: «Мы когда-то создавали этот софт именно для коридорных тестов и CustDev, потому что на LinkedIn очень удобно искать людей из определенной ниши и с определенным опытом. Например, "брокеры из бостона с опытом от 5 лет". На удивление очень много людей откликаются на просьбу поговорить об их болях».
•Через платные сервисы поиска фрилансеров Upwork, Youdo, Craigslist, FL
•Через платные специализированные сервисы для поиска респондентов Respondent, User Interviews, UserTesting, UsabilityHub
9. На что ты обращаешь внимание при проведении коридорного теста, чтобы все было четко?
Всегда стоит следить за тем, чтобы пользователь не молчал, а говорил. Перед тестированием мы обсуждаем это условие.
В течение всего тестирования будет появляться соблазн объяснить и рассказать, как пользоваться сервисом. Воздержитесь от этого, ведь в реальной жизни таких помощников нет.
10. Как проводить анализ и делать выводы.
Помните, каждый смотрит со своей колокольни. А нас интересует главное препятствие, которое по идее должно повторяться. Стоит выделить повторяющиеся комментарии в отдельный список. Затем проанализировать с коллегами / руководителем данные и сделать выводы. Когда проводишь тестирование, то под конец часто начинаешь верить в убеждения респондентов, хотя изначально так совсем не считал. Чтобы оставаться объективным, подводите итоги с коллегами.
11. Какой удачный пример коридорного теста ты можешь вспомнить?
Мне очень нравится пример «коридорки» Dashly. Помню, что нашла его на просторах интернета и воодушевилась профессионализмом. Ловите ссылочку: youtu.be/zUUnmLHrTb4
12. Какие советы ты можешь дать начинающим «коридорщикам»?
Выделяйте больше времени между звонками, чтобы успеть поговорить без спешки и сразу на свежую голову записать ответы. Ведите себя вежливо, не перебивайте и не торопите респондента. Помните, он ознакамливается с продуктом впервые, а некоторым для этого нужно время, и это абсолютно нормально.
Коридорное тестирование — одно из самых простых интервью, которые проводит Product manager. Придумывать сложные вопросы, исходя из предыдущего ответа, не нужно. Вы просто выступаете в роли ментора-наблюдателя. Поэтому при достаточной подготовке провести его сможет любой. Желаю вам успехов!
Воу, спасибо, Мадина, за такое информативное интервью. Прочитать подробное пошаговое руководство о том, как провести коридорное тестирование вы можете в нашем чек-листе «Коридорное тестирование». Его, кстати, тоже писала она.
P.S. Если у вас остались любые вопросы по этой теме или по темам чек-листов, пишите их на ЯндексКью и отмечайте нашего Product manager. Мы будем рады рассказать вам что-то новое или просто объяснить более подробно!
Начать дискуссию