Электронные подписи

Простая электронная подпись или усиленная с криптографией? В чем принципиальная разница для бизнеса

Выбор за вами, а мы рассказываем, в чем принципиальная разница для бизнеса между простой и усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Простая электронная подпись или усиленная с криптографией? В чем принципиальная разница для бизнеса
Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Что такое ПЭП и УНЭП

Простая электронная подпись (ПЭП) — это электронная подпись (ЭП), которая формируется при помощи кодов, комбинаций логинов и паролей. ПЭП часто используется для подтверждения действий: авторизации на сайте, регистрации на портале. Если проводить аналогию с рукописной подписью, каждый раз, когда вы вводите пароль на сайте или код из СМС для подтверждения платежа в приложении банка, вы как бы подписываете документ, подтверждая, что хотите совершить это действие. Технически это и есть ПЭП. Cценарий ее использования самый простой: клиент получает СМС и вводит код. В теории ПЭП можно подписывать и документы, но это небезопасно. Документ, подписанный простой электронной подписью, можно изменить в одностороннем порядке.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) – это электронная подпись, которая формируется с использованием системы криптографической защиты информации. В отличие от ПЭП, УНЭП подходит для подписания документов: договоров, актов, накладных и т.п. Она обеспечивает более высокий уровень защиты по сравнению с простой электронной подписью за счет сложных систем шифрования, лежащих в ее основе. Криптографию нельзя взломать или подделать. 

Может показаться, что более сложная архитектура и высокая защищенность усложняют способ получения и использования данного вида ЭП, но это не совсем так. Сценарий зависит от того, есть ли в процессе получения УНЭП третья сторона в лице удостоверяющего центра (УЦ).

Расскажем подробнее. УЦ — это организация, которая имеет право выпускать сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам. Сертификат ЭП — документ, в котором содержатся данные паспорта, СНИЛС и ИНН пользователей. Сертификат подтверждает, что документы пользователя прошли проверку. Выпуск сертификата добавляет дополнительные действия в пользовательский путь — каждому подписанту нужно лично встретиться с представителем удостоверяющего центра, либо подтвердить личность и подлинность документов онлайн с помощью ЕСИА.

Согласно ст. 5 п.5 63-ФЗ «‎Об электронной подписи» усиленная неквалифицированная электронная подпись может выпускаться как с сертификатом, так и без него. Наличие или отсутствие сертификата не означает, что один документ подписан легально, а другой нет, меняется лишь пользовательский путь и объем полученных данных. Эти данные могут быть полезными, например, в судах, т.к. наличие сертификата позволяет собрать дополнительную доказательную базу. Усиленная неквалифицированная электронная подпись без сертификата тоже поможет в случае возникновения судебных разбирательств, просто дополнительных данных от третьей стороны не будет.

В бизнесе, где нет большого количества судебных разбирательств, для подписания документов с клиентами или сотрудниками удобно использовать УНЭП без сертификата. Рассказываем, как это происходит, на примере работы агентства по сдаче недвижимости. Риелторы могут заключать договоры с клиентами, просто направив документ на подписание. Арендаторы получают СМС со ссылкой,  переходят по ней, читают и подписывают договор. После этого документ защищен от односторонних исправлений — значит, арендатор не сможет самостоятельно внести правки, изменить дату и размер оплаты, обязанности сторон. В итоге все законно и надежно защищено криптографическим шифрованием, и в случае судебных разбирательств потерпевшая сторона сможет доказать свою правоту при помощи ЭП.

Мы привели только один пример из сферы недвижимости, УНЭП можно использовать в любой сфере бизнеса, где есть документооборот с физлицами. 

В чем сходства ПЭП и УНЭП

Первое и самое очевидное — скорость выпуска. Для выпуска ПЭП и УНЭП с криптозащитой не нужно лично встречаться с представителем удостоверяющего центра или проходить проверку документов с помощью ЕСИА — за это отвечает компания, отправляющая договор на подписание. Подпись выпускается в момент подписания документа.

Работа в браузере. Компании и подписанту не нужно скачивать мобильное приложение для электронного документооборота — ссылка на документ или код приходит в СМС, подписание происходит в веб-интерфейсе.

Удаленный документооборот. Подписанты могут находиться в разных городах и вести документооборот удаленно, без личной встречи.

Соглашение о признании. В обоих случаях, чтобы подпись имела юридическую значимость, необходимо предварительно подписать соглашение о признании такого вида ЭП.

В чем отличия простой электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи

Клиентский сценарий при выпуске обоих видов подписи схожий, а результат разный. Усиленная неквалифицированная электронная подпись имеет ряд преимуществ по сравнению с простой электронной подписью.

Нельзя взломать или подделать. Усиленная электронная подпись, в отличие от простой, создается при помощи математического шифрования, поэтому ее невозможно взломать. Никто другой не сможет воспользоваться подписью без вашего ведома.

Гарантия неизменности документа после подписания. Если в документ, подписанный УНЭП, добавят малейшее исправление, вплоть до пробела или запятой, математическая связь документа и подписи разорвется и файл придется подписывать еще раз. В случае с ПЭП никто не может гарантировать, что в документ не внесут правки в одностороннем порядке задним числом.

Сфера применения. Усиленной подписью можно подписывать договоры оказания услуг, кадровые и закрывающие документы, гарантийные талоны, акты выполненных работ, ваучеры, страховки, листы бронирования, согласие на обработку персональных данных, договоры аренды или аванса, товарно-транспортные накладные и многое другое. УНЭП подойдет для любого бизнес-процесса, где документами обмениваются юрлицо и физлицо. ПЭП по закону нельзя подписывать многие документы: трудовой договор, согласие на перевод, заявление на увольнение, договор на получение образования, приказ о применении дисциплинарного взыскания и другое.  

Несмотря на сходство клиентского пути, простая электронная подпись и усиленная неквалифицированная нужны для разных задач. Сервисы ПЭП можно использовать для подтверждения базовых операций: входа на сайт, регистрации в приложении. УНЭП необходим, когда нужно быстро и удобно подписать важные документы подписью с криптографической защитой.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы узнать больше об электронной подписи.

Начать дискуссию

Криптовалюта

Покупка криптовалюты: пошаговое руководство для начинающих

Криптовалюты стали неотъемлемой частью жизни для сотен миллионов пользователей со всего мира, и особенно актуальны они сегодня в России — с учетом действующих санкций и ограничений.

Покупка криптовалюты: пошаговое руководство для начинающих

Курсы повышения
квалификации

19
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

68% работодателей согласны нанять уволенных по статье сотрудников

Компании готовы рассматривать кандидатов, которых уволили с предыдущего места работы из-за нарушений по статьям трудового законодательства.

Проверки

Плановых проверок Росприроднадзора стало меньше, но внеплановых — больше

Михаил Мишустин провел встречу с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Светланой Радионовой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как ИП на ОСНО уплатить налоги и отчитаться за продажу автомобиля

Чтобы продать автомобиль ИП на ОСНО нужно уплатить НДС, пробить чек и учесть еще несколько нюансов. Рассказываем, как правильно оформить продажу авто.

Как ИП на ОСНО уплатить налоги и отчитаться за продажу автомобиля

Минэкономразвития: бизнес должен участвовать в решении социальных проблем

За последние два года 70% предпринимателей начали ответственно подходить к социальным проблемам, сотрудничать с волонтерскими организациями и отправлять адресную помощь нуждающимся.

НДС в 2024 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера

Собрали для вас краткую сводку по разъяснениям Минфина и ФНС по НДС. Сохраняйте и пользуйтесь.

НДС в 2024 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уменьшение налоговой базы и уничтожение документов по убыткам

Компания уменьшила налоговую базу по налогу на прибыл в 2023 году на убытки 2019 года. Может ли компания уничтожить документы по убыткам в 2024 году?

Бесплатно с НДФЛ

Справка о доходах, которая в 2024 году выдается физлицу по его запросу: инструкция по заполнению 

Справку о доходах и суммах налога физического лица выдают гражданину по его заявлению. Рассказываем, как заполнить этот документ.

Справка о доходах, которая в 2024 году выдается физлицу по его запросу: инструкция по заполнению 
НДФЛ

Если сделку по продаже квартиры отменили, срок владения для НДФЛ считают от даты ее покупки

Если владеть квартирой более минимального срока (3 года или 5 лет), ее можно продать без НДФЛ. В общем случае срок владения считают от даты госрегистрации в Росреестре.

Вышли новые контрольные соотношения для декларации по налогу на прибыль

Обновили 9 контрольных соотношений (КС) для декларации по налогу на прибыль и отменили 7 КС.

Бесплатно с

Что такое резерв на ЕНС и как он работает. Мини-курс

Как зарезервировать средства на счете ЕНС, что такое зарезервированная сумма и какие платежи резервируются на ЕНС, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Что такое резерв на ЕНС и как он работает. Мини-курс

Клиенты брокера «Открытие» вынуждены платить комиссию за арестованные ценные бумаги

По решению суда акции Соликамского магниевого завода были арестованы, однако клиентам бывшего «Открытие Брокера» начисляют комиссию за хранение заблокированных ценных бумаг.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

В базе подозрительных счетов Центробанка оказались легальные компании

С 25 июля банки будут отклонять денежные переводы, если реквизиты получателя попали в базу подозрительных счетов ЦБ. В список попали легальные магазины, транспортные компании и другие торгово-сервисные предприятия.

Консультации теперь выгодней с подпиской Клерк.Премиум. Чем дольше подписка, тем больше у вас консультаций

Грядет налоговая реформа. В связи с увеличившимся потоком вопросов по поправкам мы изменили сервис «Консультации». Теперь количество консультаций зависит от периода подписки «Клерк.Премиум». Кроме этого задать вопрос экспертам «Клерка» теперь можно только через раздел «Консультации», а не на форуме или в нашем телеграм-канале.

Консультации теперь выгодней с подпиской Клерк.Премиум. Чем дольше подписка, тем больше у вас консультаций
6

Как избежать рисков при работе с самозанятыми? Подробная инструкция в новом курсе «Клерка»

С 1 марта 2024 года контроль за сделками между организациями и самозанятыми стал строже. За подмену трудовых договоров договорами ГПХ компаниям грозят штрафы. Законно сотрудничать с самозанятыми, оформлять отношения и платить налоги научим на курсе «Работа бизнеса с самозанятыми-2024: мониторинг Минтруда».

Депутат с помощью ЦБ разъяснил текущий юридический статус криптовалют в России

Отсутствие правового регулирования не превращает покупку и продажу криптовалют в нелегальное занятие, но создает целый комплекс рисков для его участников.

Маркетинг

Как оценить эффективность маркетинговой стратегии, чтобы не сливать бюджет на рекламу

Гигантские расходы на рекламу при отсутствии прибыли — проблема, с которой сталкиваются предприниматели на различных жизненных циклах компании. Причина зачастую скрывается в неработающей маркетинговой стратегии. Перестать тратить деньги впустую помогут инструменты оценки ее эффективности.

Как оценить эффективность маркетинговой стратегии, чтобы не сливать бюджет на рекламу

У маркетплейсов проблема с доставкой товаров из Китая

Покупатели и продавцы на Ozon Global пожаловались на трудности с заказом бытовой техники из Китая. Они возникли из-за проблем с взаиморасчетами.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

ЛНА для КЭДО: как перевести кадровые процессы в электронный вид по закону

Если вы решили отказаться от бумажных кадровых документов и перейти на КЭДО, напоследок придется еще немного повозиться с бумагой. А точнее — с локально-нормативными актами, без которых нельзя внедрить электронный документооборот в кадрах. Что это за документы, рассказываем в статье.

ЛНА для КЭДО: как перевести кадровые процессы в электронный вид по закону

Интересные материалы

Экономически значимые организации будут сообщать властям об иностранных владельцах

ЭЗО обязали уведомлять Минэкономразвития и Центробанк об иностранных совладельцах.