Право

Новое законодательство в инфобизнесе

Каждую неделю мы публикуем интересные, актуальные, а, главное, полезные новости из юридической вселенной.

Усиление контроля над онлайн-образованием и сертификацией курсов

В ряде стран (например, в России и странах ЕС) с октября 2024 года вводятся новые требования к онлайн-курсам и образовательным платформам. Законодательные нововведения нацелены на повышение качества и прозрачности образовательных услуг в интернете.

  1. Аккредитация и сертификация. Платформы и инфобизнесмены, предлагающие образовательные услуги, обязаны проходить аккредитацию и сертификацию своих курсов, если они позиционируются как официальное или дополнительное образование. Это касается программ, предоставляющих дипломы, сертификаты о квалификации или лицензии.

  2. Требования к преподавателям. В некоторых странах введены требования к квалификации преподавателей, работающих на инфопродуктах.

    Например, курсы, предоставляющие профессиональные навыки, могут быть легальны только при наличии у преподавателей соответствующей квалификации и стажа работы, - Ирина Туркина, юрист ООО "ЮФ Консалт"

Санкции за нарушение: Нарушение требований сертификации и аккредитации может привести к штрафам, блокировке сайта, а также отзыву права на ведение образовательной деятельности.

Налоговые изменения и регулирование доходов от инфобизнеса

В целях борьбы с уклонением от налогов и повышением прозрачности инфобизнеса вводятся новые правила налогообложения онлайн-деятельности.

  1. Прозрачность доходов. Компании и индивидуальные предприниматели, ведущие инфобизнес, обязаны вести более детализированную отчетность по доходам и расходам, связанным с продажей инфопродуктов (курсы, вебинары, консалтинг и др.). Это касается как национальных налогоплательщиков, так и нерезидентов, продающих свои услуги в другой стране.

  2. НДС на цифровые товары и услуги. Во многих юрисдикциях (например, в странах ЕС и России) с октября 2024 года расширяется налогообложение НДС для услуг, предоставляемых в цифровой среде.

    Это означает, что инфобизнесмены обязаны уплачивать НДС с продажи своих продуктов не только на территории своей страны, но и за рубежом, если они работают с клиентами из других стран, - Ирина Туркина, юрист ООО "ЮФ Консалт"

  3. Упрощенные режимы налогообложения. Для небольших онлайн-бизнесов в ряде стран предусмотрены упрощенные режимы налогообложения, которые могут сократить административную нагрузку.

    Например, в некоторых странах может быть применен единый налог на доход от онлайн-услуг.

Защита прав потребителей и регулирование пользовательских соглашений

С октября 2024 года в ряде стран усиливается защита прав потребителей в сфере инфобизнеса. Это затрагивает обязательства инфобизнесменов перед покупателями курсов и информационных продуктов.

  1. Прозрачность пользовательских соглашений. Увеличивается контроль за содержанием пользовательских соглашений и условий продажи инфопродуктов.

    Клиентам должно быть четко разъяснено, что они покупают, как будут обрабатываться их данные, какие есть гарантии и права на возврат денег.

  2. Право на возврат средств. Усиливается регулирование возврата средств за некачественные или не предоставленные вовремя услуги. В некоторых юрисдикциях вводятся обязательные правила возврата средств за онлайн-курсы и вебинары, если клиент не получил обещанные услуги или был недоволен качеством.

  3. Претензионный порядок. Для урегулирования споров между клиентами и инфобизнесменами вводятся новые требования по претензионному порядку.

    Это значит, что до подачи судебных исков должны быть предусмотрены досудебные способы урегулирования конфликтов, - Ирина Туркина, юрист ООО "ЮФ Консалт"

Регулирование рекламы и продвижения инфопродуктов

Важно отметить и изменения в правилах рекламы инфобизнеса, направленные на защиту потребителей от недобросовестной практики.

  1. Запрет на вводящую в заблуждение рекламу. Страны ужесточают регулирование рекламы инфобизнеса, особенно той, которая использует ложные или преувеличенные обещания (например, «заработай миллион за месяц»).

    За подобные заявления могут налагаться крупные штрафы, а реклама будет блокироваться.

  2. Рекламные ограничения. В некоторых странах вводятся ограничения на рекламу инфопродуктов в социальных сетях и на других платформах, особенно если они касаются финансовых услуг, психотерапии или медицинских тем. Такие услуги требуют наличия лицензий и дополнительных проверок.

Защита персональных данных и кибербезопасность

С октября 2024 года усиливается контроль над использованием и защитой персональных данных пользователей инфопродуктов.

  1. Соблюдение требований GDPR и других локальных законов. Инфобизнесмены обязаны соблюдать законодательство о защите данных в странах, где находятся их клиенты.

    Например, в ЕС действует Общий регламент по защите данных (GDPR), который требует уведомления пользователей о сборе данных и получения их согласия, - Ирина Туркина, юрист ООО "ЮФ Консалт"

  2. Меры по кибербезопасности. В ряде стран введены дополнительные требования к защите личных данных клиентов инфопродуктов. Инфобизнесмены обязаны обеспечивать защиту от утечек данных, хакерских атак и других киберугроз.

Работа через маркетплейсы и платформы

  1. Маркетплейсы и платформы. Многие инфобизнесмены используют крупные платформы и маркетплейсы для продажи своих курсов и продуктов (например, Udemy, Skillbox и др.). С октября 2024 года вводятся новые требования для таких платформ, включая обязательства по предоставлению данных о продажах в налоговые органы.

  2. Ответственность платформ. Платформы становятся более ответственными за проверку продуктов, размещаемых на их сайтах, включая соблюдение стандартов качества и законодательства.

Новое в интеллектуальной собственности

  1. Защита авторских прав. Ужесточаются меры по защите авторских прав в цифровом пространстве. Это касается как защиты самих инфобизнесменов от пиратства, так и их обязанностей по использованию лицензионных материалов в курсах и продуктах.

  2. Лицензионные договоры. Если инфобизнесмены используют материалы, защищенные авторским правом (например, видео, музыку или тексты), они обязаны заключать лицензионные договоры с правообладателями.

    Инфобизнес становится объектом все более жесткого регулирования, что требует от предпринимателей соблюдения новых правил. В 2024 году основными направлениями регулирования станут налоговые изменения, защита прав потребителей, безопасность персональных данных и ужесточение контроля над рекламой - Ирина Туркина, юрист ООО "ЮФ Консалт".

Начать дискуссию