Какие именно цепочки бизнеса наиболее этому подвержены —рассказывает ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «ВКР» Елена Корецкая.
Этим летом у крупнейшего российского ритейлера X5 Group в сети «Пятерочка» сразу в нескольких городах Центральной России с полок исчезли хлеб, крупы, мука и питьевая вода. Представитель компании объяснил это тем, что возникшая проблема связана с сезонной нехваткой сотрудников, что отразилось на работе распределительного центра в Ярославской области. Причины кадрового дефицита стали не столько внешние рыночные факторы, сколько сезонный отъезд рабочих-мигрантов на родину. Для решения кадрового дефицита X5 Group привлекла дополнительные трудовые ресурсы из соседних регионов России.
В 2023 году в такой же летний сезон пострадал «Магнит»: в городах Краснодара также начала исчезать продукция, в частности напитки и вода. Позднее появились сообщения о проблемах с поставками продукции по причине якобы нехватки водителей вследствие их массовых увольнений после неполноценного расчёта за работу, однако официально ритейлер не подтверждал эту информацию.
Для крупных торговых сетей стабильность работы логистической сети напрямую зависит от количества задействованных сотрудников на всех уровнях. Их недостаток может привести к сбоям в обработке и доставке товаров из распределительных центров в магазины. Особенно критична ситуация в периоды сезонных пиков. Один из примеров — невозможность своевременного выполнения погрузочно-разгрузочных работ, что приводит к задержкам в доставке. В результате магазины сталкиваются с нехваткой определённых категорий товаров.
Прогнозы экспертов в этой отрасли неутешительны. Дефицит кадров в транспортно-логистической отрасли в России может резко вырасти к 2030 году (+50%) и составить 1,5 млн человек, говорится в исследовании компании Arthur Consulting. Отметим, что недостаток кадров в ритейле может вызвать разные проблемы: из-за нехватки водителей и других специалистов простаивают автопарки, а предприятия вынуждены увеличивать расходы на подбор и обучение сотрудников. Компании отрасли пытаются компенсировать свои затраты ростом ставки на перевозку, что отражается на конечной цене товара. А это, как следствие, влечет потерю лояльности покупателей (клиент может перейти к местным игрокам, хотя остается вероятность, что у них похожие проблемы).
Способы решения
Для долгосрочного решения компании можно также рассмотреть другие стратегии. Во-первых, усиление автоматизации процессов на складах и в распределительных центрах. Например, использование WMS-системы(Warehouse Management System) — программного решения,которое оптимизирует управление складами на всех этапах: от поступления и хранения до комплектации, упаковки, отгрузки, отслеживания запасов и всех промежуточных операций. Ее интеграция производится на основе 1С:WMS, Yolka.WMS, AXELOT WMS X5 и других.
Во-вторых, остается возможность привлечения дополнительных партнеров и подрядчиков в формате аутсорсинга/аутстаффинга для выполнения административных и логистических задач. Работакомпетентных лицензированных компаний в этой сферепозволяет привлекать партнеров для точечных решений без риска для бизнеса.
А что в мире?
Кадровый дефицит в ритейле — проблема не новая, она проявлялась в разные времена в других странах. Например, в 2020 году в Великобритании из-за нехватки водителей грузовиков, вызванной COVID-19 и последствиями Brexit, на полках многих супермаркетов отсутствовали основные товары. Ситуация усугубилась нехваткой сотрудников на складах, что также привело к задержкам в поставках.
В мировом ритейле ситуация не лучше: в 2022 году 74%опрошенных международной консалтинговой корпорацией Deloitte ожидали нехватку кадров для обслуживания клиентов. При этом у 56% были аналогичные ожидания только в цепочках поставок с почасовой оплатой — в сфере дистрибуции и логистики, то есть в первую очередь на складах. Можно сказать, что текучесть кадров на этих должностях была проблемой во всем мире в течение последних нескольких лет, но в России она еще больше возросла из-за дополнительного давления с 2022 года.
Так или иначе, кадровый дефицит — это серьёзная проблема, которая может существенно повлиять на работу розничной сети. В случае с X5 Group и «Магнитом» она привела к временному исчезновению товаров с полок в ряде магазинов. Для решения этой проблемы компания привлекла дополнительные ресурсы из соседних регионов, однако для долгосрочного успеха ей необходимо рассмотреть более системные подходы.
С учётом текущих тенденций и развития технологий, самым реальным решением для России в 2024 году может стать именно внедрение автоматизации складских процессов совместно с привлечением узкопрофильного найма, что позволит снизить зависимость от сезонных факторов и внешних рыночных условий.
Начать дискуссию