О клиенте
ГК «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация России.
Выпускает порядка 71000 автомобилей за год.
14-е место в мире по объему выпуска грузовых автомобилей тяжелого класса.
Компании принадлежит около 47% российского рынка тяжелых грузовых автомобилей.
Машины бренда доставляются по всему миру.
Задача
Проблема
КАМАЗ решил разработать кастомную платформу, облегчающую планирование и оплату мультимодальных перевозок в разных городах мира (например, доставку грузовых автомобилей и запчастей к ним). Новое решение упростит поиск подрядчиков и процессы работы грузоперевозчиков. Оно снизит нагрузку на диспетчеров и логистов, а также в разы ускорит документооборот.
Задачи и цели проекта
Клиент поручил нам разработать удобную онлайн-платформу CargoOperator.com для организации перевозок грузов. Она соединит перевозчиков, которые доставляют грузы с помощью разных типов транспорта (сухопутного, морского, авиа), и отправителей крупных грузов.
Сайт позволит пользователям создавать и отслеживать тендеры, следить за процессом перевозки грузов, связываться с грузоперевозчиками и обмениваться документами. Система будет отображать для заказчиков самые быстрые, дешевые и актуальные варианты доставки.
Решение
Разработка
На старте работы клиент пришел с качественно проведенной аналитикой и примерами проектов, реализованных конкурентами. КАМАЗ изучил существующие решения и захотел создать авторский продукт. Новый сайт должен помогать бизнесу в организации доставки грузов и в осуществлении грузоперевозок.
С учётом требований клиента мы реализовали платформу на Bitrix, которая позволяет пользователям зарегистрироваться, получить личный кабинет и начать публиковать заявки или откликаться на них. На сайте могут завести аккаунт как физические, так и юридические лица.
Разные типы пользователей
На главной странице расположен блок с информацией о способах перевозки: с помощью авиа, ж/д, по морю и даже самоход. Пользователю в понятной форме рассказывается, как зарегистрироваться, предложить тендер, оформить заявку, выбрать перевозчика и завершить заявку.
Реализовали систему для нескольких типов пользователей в системе: грузоотправитель и перевозчик. С учетом роли личный кабинет пользователя предлагает разные типы готовых форм и возможности.
Отправители заполняют заявки через быструю или расширенную формы и видят все предложения по ним, выбирая самый оптимальный.
Перевозчики видят список доступных тендеров и отправляют предложения через ЛК. В нем они получают ответы и уведомления по заявкам.
В каждом блоке у перевозчика и отправителя есть видеоинструкции. Если остались вопросы, они могут оставить заявку на звонок.
В меню «Настройки» в ЛК пользователи могут отредактировать информацию о себе и реквизиты компании. В поле «Авторизованные логистические компании» можно добавить или пригласить фирмы, которым клиент доверяет. Эти компании должны быть зарегистрированы, как исполнители, на сайте.
Личный кабинет грузоотправителя
После авторизации пользователь видит все заказы, которые есть на данный момент. Их можно отфильтровать, чтобы показать, например, только международные или внутренние перевозки. Можно посмотреть заявки на расчете — открытые тендеры, которые еще рассматривают перевозчики.
Фильтр «заявки на исполнении» оставляет только заказы, которые взяты и выполняются кем-то сейчас. Можно воспользоваться поиском номера заказа.
Пользователю доступно меню «Рассчитать стоимость». Если человек ранее создавал похожие заявки, то он может их скопировать и изменить. Достаточно нажать на кнопку «Открыть список заявок» и выбрать подходящую. Можно не вводить данные заново.
Опция «Закрытый тендер» позволяет пользователю объявить тендер только тем исполнителям, с которыми, например, работали ранее.
В поле «Грузоотправитель» пользователь вводит название и адрес компании. В поле «Грузополучатель» аналогично указывает данные компании, которая заберет груз. Поле «Условия поставки» содержит сокращения для логистов, подсказывающие, что выбрать (например, способ укладки, тип упаковки и другие характеристики).
В поле «Маршрут и срок доставки» можно заполнить места и даты загрузки и разгрузки, адреса таможенного оформления и очистки. Также отправитель может выбрать дату, до какого времени заявка будет активна на сайте.
Пользователь заполняет информацию о товаре: название, количество и пр. Ему нужно указать массу и габариты груза, способ перевозки. Мы добавили поле «Стоимость груза», чтобы система могла посчитать тарифы.
Личный кабинет перевозчика
В разделе «Мои заказы» пользователь может просмотреть заявки, которые он хочет выполнить, выполняет или выполнил в прошлом. Раздел «Все тендеры» позволяет увидеть предложения на сайте (кроме закрытых, туда можно добавить только вручную).
Пользователи видят список открытых тендеров, может ознакомиться с предложениями, отсортировать для себя наиболее интересные.
Перевозчики видят подробности по маршрутам: откуда и куда нужно перевезти, какой груз, какой срок, чтобы решить, подходит ли им конкретное предложение. Они могут откликнуться не на весь запрос, а на одну из частей маршрута. Перевозчикам доступны разделы с информацией о заказчиках, настройками профиля и тарифами по оплате. Это упрощает работу и помогает быстро получить информацию.
Сложности с реализацией чата в заявках
Нам было важно реализовать на сайте удобный чат, позволяющий вести переписку онлайн между заказчиком и исполнителем под каждой заявкой. С учетом особенностей Bitrix, мы решили использовать сокеты и ajax на страницах личного кабинета. Это обеспечит мгновенную отправку сообщений.
Приведение валюты к единому виду
Часть перевозчиков оценивают свою работу не в рублях, а в другой валюте. Система должна быстро запрашивать курс валют в ЦБ и реагировать на запрос клиента. Приведение валюты к единому виду для перерасчета в рублях стало отдельным вызовом для команды.
Учли возможные скачки курса доллара и реализовали возможность зафиксировать стоимость услуги в рублях на текущий момент. Обработали сложный бизнес-процесс.
Выдача оптимальных вариантов клиентам
Система должна показывать пользователям лучшие предложения по грузоперевозке в рамках тендеров. Мы использовали в работе формулы, как определить такие предложения, согласовав их с заказчиком от КАМАЗ.
Сайт анализирует заявки, собирая статистику по предложениям перевозчиков. Он сортирует их по специальным параметрам и определяет 3 варианта: самая быстрая доставка, самая дешевая доставка и самая сбалансированная (с оптимальным сочетанием цены, срока и других условий).
Обеспечение мультимодальности
Сайт позволяет бизнесу состыковать предложения исполнителей между собой. Мы заложили такую возможность, так что на разных этапах один и тот же груз могут вести разные компании (одна фирма доставит по суше, а другая — авиа).
Заказчик может одновременно выбрать несколько типов перевозки и разных подрядчиков. Если исполнителей несколько, на каждом этапе выбирается точка, где груз передается от одного исполнителя другому.
Обмен документами и автоматизация процессов
Сайт облегчает электронный документооборот между отправителями грузов и перевозчиками. Реализована возможность получить копии закрывающих документов в PDF.
Пользователи могут автоматически выставлять счета на оплату услуг, оформлять договоры, отправлять акты. Большинство документов они могут оформить и изучить даже с мобильных устройств.
Заполнение форм на сайте и использование чатов заметно упрощает взаимодействие отправителей грузов и перевозчиков. Можно быстро задавать вопросы, автоматически генерировать поручения экспедиторам и даже формировать маркетинговые исследования по результатам тендеров. Целый комплекс вопросов решается в едином окне.
Команда позаботилась о корректном представлении документов в системе и их приведении в однообразный вид. Учли работу с единицами измерения: все они должны правильно выводиться на сайте, чтобы по заявкам не возникали проблемы.
Функционал подписки
Клиент планирует развивать сервис по подписке, позволяющий договориться об отправке заказов в любую точку мира. Оплатив подписку, пользователь получает доступ к сайту на 12 месяцев, может откликаться на заказы и создавать их.
Мы добавили на сайт информацию об оформлении заявок, способах оплаты. Предложили пользователям 3 варианта подписки на выбор: месячную, полугодовую и годовую. Реализована возможность купить услуги разово, оплатив 1 или 10 тендеров.
Стек технологий: Bitrix Эксперт, Webpack, Gulp, Scss, Canvas.
Сделаны интеграции с ЦБ и платежными системами. В дальнейшем планируется интеграция с 1С и сайтами страховых компаний.
Дизайн
Проект отличается сложной внутренней логикой. Нам важно было не перегрузить его визуальными фишками, а сделать акцент на функционал. Мы стремились сделать интерфейс понятным, чистым и простым. Позаботились об адаптивности, чтобы сайт одинаково отображался на любых устройствах.
Одна из сложностей, возникших в работе — представить большие массивы сложной информации в табличном виде и адаптировать их под разные типы устройств. То, что отлично работает на большом разрешении, тяжело воспринимается со смартфона и требует иного прочтения. Мы нашли, как компактно уместить данные по заявкам и не перегрузить их деталями.
Формы на сайте объемные, с множеством полей. На небольших экранах это может отпугивать даже масштабом. Разбили формы на логические этапы, чтобы помочь пользователям не запутаться и поступательно вводить данные. Если что-то будет упущено, пользователь увидит оповещение от системы.
Результат
Разработали сложный веб-сервис, упрощающий жизнь грузоотправителей и перевозчиков. Провели большую работу по доработке и усложнению функционала. Работа была распределена на 8 этапов и проходила по Agile.
Учли, как реализованы лучшие решения конкурентов, какие функции и шаблоны документов требуются водителям транспорта. Десятки российских перевозчиков, являющихся партнерами КАМАЗ, уже зарегистрировались на тестовой версии оператора. Они оформили подписки и предоставили обратную связь по функционалу.
Мы изучили результаты тестирования и скорректировали заявки, чтобы работать с ними перевозчикам и их клиентам стало еще удобнее. В текущей версии системы 250+ пользователей.
Наша команда разработала подборку инструкций по заполнению разделов сайта. Они позволят легко добавлять новую информацию контент-менеджерам сервиса. Проект CargoOperator.com продолжает свое развитие. Будем делиться новостями сервиса!
Начать дискуссию