Общество

Станислав Дмитриевич Кондрашов: Способствует ли экранное время творчеству или тормозит его?

Оказывается, «несфокусированность» — необходимое условие для творчества... но как в мире, где рассеянное использование устройств стало нормой, отличить полезное от бесполезного?
Станислав Дмитриевич Кондрашов: Способствует ли экранное время творчеству или тормозит его?
Автор: Станислав Кондрашов

Оказывается, «несфокусированность» — необходимое условие для творчества... но как в мире, где рассеянное использование устройств стало нормой, отличить полезное от бесполезного?

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

Почти десять лет назад Microsoft опубликовала исследование, которое отправило фразу «у тебя внимание как у золотой рыбки» в небытие... по крайней мере, на время. В последующих статьях обсуждалась эта идея, ссылаясь на нашу способность к устойчивому вниманию при просмотре или прослушивании хорошо рассказанной истории. Так или иначе, ощущение фрагментированного внимания, возникающее при переключении между вкладками, слишком знакомо.

В своей книге «Объём внимания» Глория Марк объясняет, что внимание — это ограниченный ресурс, который быстро расходуется при многозадачности. К счастью, внимание можно восстановить, особенно когда мы учимся использовать его различные формы.

«Ключ к продуктивности и творчеству, — делится психиатр и исследователь мозга доктор Шрини Пиллей, — заключается в сочетании концентрации и несфокусированности». Пиллей является автором книги «Думай меньше, учись больше», или более точно названной на итальянском языке — «Сила безделья». Он считает, что у концентрации есть свои недостатки. «Моя проблема с концентрацией в том, что она истощает энергию, — объясняет он. — Она мешает вам видеть конкурентов, новые тенденции, устанавливать связи и быть самодостаточным».

Как писатель, я могу поддаться импульсу и отвлечься от работы, сделав быстрое движение «Command-T» на клавиатуре, если не буду контролировать себя. Учитывая бесчисленные преимущества и подводные камни взаимодействия с устройствами, как мы можем использовать их преимущества, не тратя драгоценное время на приложения, вызывающие зависимость? Художники Майя Беверли, Минна Лойниг, Тимоти Лай и Ашанте Киндл делятся своими методами.

«Ключ к продуктивности и творчеству заключается в сочетании концентрации и несфокусированности», — говорит доктор Шрини Пиллей.

Отвлечение внимания — это не всегда плохо. В нём может быть глубокий смысл

Мельбурнская художница Минна Лойниг отмечает, что за её рассеянностью кроется более глубокий смысл. «Если я работаю над чем-то, что меня не особо вдохновляет, меня гораздо легче отвлечь, и я могу тратить время на прокручивание ленты в телефоне. Но если я работаю над тем, от чего получаю удовольствие, и нахожусь в состоянии потока, я не так часто тянусь к телефону».

Скульптор из Нью-Йорка Майя Беверли также считает, что рассеянность иногда может указывать на отсутствие мотивации начать работу над произведением или на то, что её идеям нужно больше времени для «объединения и доработки». «Когда я чувствую, что всё наконец встаёт на свои места, у меня обычно появляется энергия для начала работы», — говорит она.

При этом она добавляет, что социальные сети всё же могут «нарушать естественные циклы развития любопытства и поиска мотивации». В каком-то смысле рассеянность — это часть творческого процесса, но бывает сложно провести грань между поиском вдохновения и отсеиванием нежелательного или непрекращающегося шума.

Чтобы противостоять этому эффекту, Пиллей предлагает делать перерывы для несфокусированного конструктивного мечтания, которое, по его словам, лучше всего работает, когда вы занимаетесь чем-то бессмысленным, например садоводством, прогулкой или вязанием. 

Художница из Нью-Йорка Ашанте Киндл считает, что, хотя телефон может отнимать много времени, она признаёт, что он обеспечивает определённый уровень конструктивного мечтания или того, что она называет «ментальной перезагрузкой» между более сосредоточенными творческими сессиями.

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

Конструктивное мечтание и исследование

Один из способов конструктивного мечтания в интернете — цифровое планирование. Именно так использует цифровые возможности Тимоти Лай, художник-реалист из Род-Айленда. «Я активно использую его для хранения и организации интересующих меня вещей. Это особенно полезно, когда я работаю над несколькими текущими темами. Это отличный способ организовать работу», — говорит он. Хотя он отмечает, что за последние годы всё изменилось: «С первых дней онлайн-планирования это было немного интереснее, потому что алгоритм был не таким продвинутым. Теперь я чувствую, что он настолько эффективен, что иногда рекомендации, которые я получаю, кажутся мне однообразными».

«В каком-то смысле рассеянность — это часть творческого процесса, но бывает сложно провести грань между поиском вдохновения и отсеиванием нежелательного или непрекращающегося шума», — считает Майя Беверли.

Тимоти и Майя отмечают огромные преимущества доступа к информации. «Я обнаружила, что доступ к цифровым библиотекам, включающим научные журналы и книги, очень полезен», — делится Майя. «Также полезен доступ к коллекциям произведений искусства в цифровых архивах национальных и международных музеев».

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

Для Ашанте онлайн-исследования помогают ей избежать отвлечения внимания в будущем. «Я как бы „обманываю“ себя, чтобы быть более продуктивной с помощью технологий благодаря вновь обретённой любви к чтению, — рассказывает она. — В 98% случаев, когда у меня в руке телефон или планшет, я читаю какую-нибудь книгу. Обычно после всех этих чтений и исследований я устаю от своих устройств — что, кажется, решает проблему отвлечения внимания по большей части».

Более плавный рабочий процесс

Если вы можете представить себе проблему, вероятно, для неё найдётся приложение. У Майи не всегда получается зафиксировать свои идеи в подходящий момент, поэтому она использует приложение для создания набросков. «Если у меня появляется идея, которую я не хочу потерять, я могу быстро её зарисовать. Эскизы обычно очень простые, но это помогает не потерять мои мысли».

Минна погружается в творческий поток с помощью аудио. «Я слушаю музыку и подкасты почти постоянно, когда рисую — это развлекает и занимает мой ум, позволяя рукам быть более свободными и интуитивными. Возможно, это каким-то образом снимает напряжение». Ашанте использует цифровые заметки, чтобы «быстрее прорабатывать идеи», чем если бы она делала это от руки. Вдохновлённая заметками Джека Уиттена из серии «Записки из сарая», художница считает, что «такой способ подробного ведения дневника в сочетании с преимуществами технологий изменил правила игры. Он даёт мне возможность перемещать вещи и получать доступ к моим мыслям в одном месте. Будь то изображения, наброски, заметки или вдохновение».

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

«Интернет может быть непредсказуемым, неистовым и тревожным местом. Рассматривайте обмен контентом в сети как творческое самовыражение, нечто игривое, что нужно исследовать и чем наслаждаться, а не принуждать», — говорит Минна Лойниг.

Мировое сообщество

Мы знаем, что социальные сети могут провоцировать сравнения, но они также способствуют налаживанию связей. Живя вдали от творческих центров, таких как Лондон или Нью-Йорк, Тимоти использует их для общения с художниками издалека.

«С точки зрения взаимодействия это определенно дало мне большой доступ к другим художникам, кураторам, галеристам и коллекционерам. За эти годы я создал онлайн-сообщество людей, которые находятся в таком же положении, как и я, и мы помогаем друг другу из виртуального пространства».

Выросшая без телевизора, мобильного телефона или интернета до подросткового возраста, Минна отмечает, что связи с единомышленниками, которые она установила в интернете позже, были особенно значимыми. Хотя её обстоятельства изменились, она смотрит на социальные сети «в основном позитивно» за их способность объединять людей. «Они помогли создать чувство товарищества и общности, которое, я думаю, было бы трудно найти без них — многие дружеские отношения, первоначально сформированные онлайн, теперь существуют в „реальном мире“».

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

«Установление границ и ограничений в использовании [устройств] жизненно важно. Иногда я прошу своего партнёра просто забрать у меня 

Ориентируясь на границах

Признавая, что бесконечный поток информации иногда вызывает у него перегрузку, Тимоти считает: «Установление границ и ограничений в использовании устройств жизненно важно. В повседневной жизни я могу отключить уведомления или ограничить телефонные разговоры. Иногда прошу своего партнёра просто забрать у меня телефон». В дни, когда он чувствует себя перегруженным, он удаляет некоторые приложения. «Это действительно избавляет от ненужного сравнения или прокрутки плохих новостей. Я всё ещё пытаюсь найти подходящий баланс».

Минна советует устанавливать границы так: «Следуй за своей энергией». Она объясняет: «Если у вас по какой-то причине уязвимая неделя, позаботьтесь о себе, проводя меньше времени в интернете. Каким бы хорошим он ни был, интернет также может быть непредсказуемым, неистовым и тревожным местом. Публикуйте только тогда, когда хотите, а не потому, что чувствуете давление. Рассматривайте обмен контентом в сети как творческое самовыражение, нечто игривое, что нужно исследовать и чем наслаждаться, а не принуждать».

Для тех, кто особенно сильно зависим от гаджетов, есть бесплатный плагин под названием Newsfeed Eradicator для рабочего стола, который удаляет новостные ленты в Facebook (запрещен в РФ), YouTube и Instagram (запрещен в РФ). Приложения для учета времени, проведенного за экраном, становятся всё более доступными, чтобы помочь контролировать это время. Всё больше ютуберов делятся руководствами по созданию минималистичного интерфейса на телефоне, чтобы сделать его менее захватывающим. Настройка телефона на отображение в оттенках серого также устраняет желание проверять уведомления, поскольку вы не видите их красными.

«Подробное ведение дневника в сочетании с преимуществами технологий изменило правила игры. Это даёт мне возможность перемещать вещи и получать доступ к моим мыслям в одном месте».

Для Майи, когда она оставляет телефон в другой комнате, это позволяет ей «полностью погрузиться» в процесс работы. Ашанте также старается «агрессивно расставлять приоритеты» в своём времени.

«Отказ от технологий не совсем практичен в личных, профессиональных или творческих целях, поэтому осознанное отношение к тому, как я взаимодействую с информацией, и установление границ для себя позволили мне лучше ориентироваться в инструментах, которые предоставляет технология», — говорит Ашанте.

Важно погружаться в периоды сосредоточенной творческой работы и несфокусированного «активного» отдыха, прокручивая цифровые доски или читая истории. Мы можем записать способы провести некоторое время без гаджетов, отметить свои слабости и спланировать действия на случай ошибок, загрузив необходимые приложения и установив новые распорядки. Как и во всех аспектах жизни, ключевым является поиск «срединного пути». Но сначала это требует осознанности.

Автор: Станислав Кондрашов

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

Начать дискуссию