Предыстория
Не так давно российский предприниматель, венчурный инвестор Эдуард Гуринович дистанцировался от Hamster Kombat так, чтобы минимизировать подозрения в причастности к проекту. А теперь внезапно становится «эксклюзивным партнером» и борцом за интересы. Не разыгрался ли спектакль для публики?Hamster Kombat — игра-«кликер», имитирующая управление криптовалютной биржей. Механика тапалки простая: пользователи, тапая по экрану, зарабатывают внутриигровые монеты, тратят токены на апгрейд уровней; выполняют задания. Игроки вовлекаются в процесс с надеждой на то, что виртуальную валюту после листинга на реальных биржах можно будет обменять на реальные деньги.
В The Bell упоминали Эдуарда Гуриновича как одного из ключевых разработчиков игры.
Внезапное «эксклюзивное партнерство» Гуриновича с Hamster Kombat и отложенный листинг — неожиданный поворот для многомиллионного комьюнити. Неофициальные источники говорят, что главное чувство в криптосообществе — это даже не удивление, а подозрительность.
Недоверие появилось на фоне противоречивой информации: еще недавно создатели игры оставались анонимными, как вдруг Александр Зеленщиков и Александр Пасечник заявили о причастности к разработке игры-кликера.
Что вызывало сомнения: сайт игры достаточно простой — на hamsterkombatgame.io всего одна страница; в контактах исключительно ссылки на Дискорд, Телеграм и white paper (документ с описанием стратегии развития проекта); в соцсетях общение идет только на английском.
Что известно про Эдуарда Гуриновича: инвестор, вошедший в Forbes
Эдуард Гуринович сооснователь международной онлайн-платформы для продажи автомобилей CarPrice.
В 2020 году Гуринович обращается в IT-холдинг AD.RU с идеей запуска проекта Arenum — портала с мобильными играми и киберспортом. Получив от AD.RU $600 тысяч в обмен на долю в 18,6% в Arenum, в 2021 году Эдуард привлекает для Arenum $10 миллионов через IDO (продажа активов дешевых и перспективных проектов инвесторам напрямую без посредников).
Заручившись поддержкой и получив нужное финансирование, Arenum становится полигоном для разработок приложений.
Весной 2024 года Гуринович запускает тапалку Hamster Kombat, которая стремительно вирусится в Telegram. Вместе с этим он опровергает информацию о своей связи с Arenum, а в июле и вовсе объявляет себя «эксклюзивным партнером» Hamster Kombat в России, зарегистрировав права в Роспатенте на товарный знак под номером 2024759290.
Не стало ли это заявление неким «договорнячком» с другими создателями игры? Если отношения с Arenum решили утаить, что могло быть обусловлено криптовалютным регулированием со стороны SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США), то получилось это неудачно. Явная связь между электронной почтой ap@arenum.games и кипрской компанией Arenum Ltd лишь подтверждает эти предположения.
Возникает вопрос не о закулисных переговорах, а о провале в сокрытии корпоративных отношений. И вряд ли такой провал мог иметь место без работы топ-менеджеров внутри Arenum. Что опять же отсылает к событиям последних месяцев, и прежде всего — к невероятному росту популярности игры.
С февраля по апрель хомяк установил сразу несколько рекордов, став:
крупнейшим Telegram-каналом за всю историю (52 миллиона подписчиков);
самым быстрорастущим YouTube-каналом (10 миллионов подписчиков за 6 дней);
крупнейшей криптоигрой в истории по числу активных юзеров (100 миллионов игроков).
Внутреннее разногласие и конфликт с инфлюенсерами
Внезапное открещивание Эдуарда Гуриновича от Arenum и его заявления о непричастности Hamster Kombat к компании — это шок для инвесторов и лично для генерального директора AD.RU Антона Горшкова. Представители AD.RU уже грозят Гуриновичу всевозможными юридическими санкциями.
Горшков, после встречи с Гуриновичем, заявил, что «AD.RU будет защищать свои инвестиции» и «заставит команду Hamster Kombat пожалеть о своем трусливом поступке».
Поговаривают, что в офисе AD.RU царит неопределенность: это даже не гнев и не растерянность — а непонимание, как такое могло произойти. Инсайдеры пишут, что руководство холдинга «находится в глубоком шоке».
От разговоров о сговоре не уйти: в течение четырех лет AD.RU мастерски инвестировал в Arenum, сохраняя свою долю и минимизируя риски деанонимизации. А в 2021 году, после запуска IDO, холдинг таким же образом «поддерживал» проект мощной маркетинговой программой.
Если Гуринович заявляет, что Hamster Kombat не связан с Arenum, значит, Arenum не может претендовать на прибыль. А касается ли это AD.RU? Если это так, тогда и другие участники не могут претендовать на долю прибыли.
Среди обманутых партнеров могут оказаться и инфлюенсеры. Ведь не так давно Гуринович мастерски привлекал инвестиции через блогеров. А теперь выясняется, что он заработал миллионы на рекламе и пытается «кинуть» ранних инвесторов. По сути разыгрался спектакль на фоне феноменального успеха Notcoin.
NOTCOIN — это первая игра-«кликер» в Телеграме, запущенная в ноябре 2023 года.
Игра простая: нужно тапать по экрану и получать за это монетки NOT. Чтобы получать больше монет, можно использовать «бусты» и приглашать друзей в команду.
Как сообщил co-founder NOTCOIN Сергей Чикирев, на пике в онлайне находились 180 000 человек: хотя это в два раза ниже, чем в GTA V и Helldivers 2.
Создатели говорят, что это легкий способ «майнить» для людей, которые не разбираются в криптовалютах.
Реакция сообщества
В самом криптосообществе в случайный успех без поддержки блогеров не верит почти никто.
Для Гуриновича признать не самостоятельный рост, а зависимость от KOL-ов, — это значит выстрелить себе же в ногу. Реальные рычаги влияния, судя по всему, находились в руках сотен инфлюенсеров, среди которых оказался Никита Ануфриев, теперь уже бывший директор по маркетингу Hamster Kombat, основатель проекта «Хедлайнеры».
По словам Ануфриева хомяка нужно было продвигать, так как на начальном этапе об игре практически никто не знал. И Гуринович предложил выгодную сделку: за помощь в рекламе игры Никите пообещали четверть от прибыли, ценных бумаг или токенов Hamster Kombat (HMSTR). Ануфриев взял на себя задачу по глобальному маркетингу проекта, что в итоге привело к привлечению огромной аудитории.
Можно предположить, что подобные предложения поступали и другим инфлюенсерам. Привлеченные блогеры в общей сложности проинвестировали $450 тысяч, после чего в один день стартовала интернациональная маркетинговая кампания по продвижению проекта. Это дало свои плоды: спустя месяц количество игроков превысило 30 миллионов, а через два — выросло еще в три раза.
Для сравнения, 100 000 000 пользователей — это половина ежедневных посетителей Х (Твиттера).
Кроме того, Гуринович вместе с рекламной кампанией запустил и рекламную интеграцию: реклама тут, реклама там — и вуаля! 10 миллионов долларов на простых действиях пользователей: подписаться на аккаунт, сделать ретвит или посмотреть видео на YouTube.
Сравнение с другими проектами: кейс Meta Force
Повод задуматься о природе успеха в криптоиндустрии: существует ли путь развития без привлечения влиятельных лиц к раскрутке? Мы нашли такой проект: Ладо Охотников, CEO Meta Force, говорит про свой продукт, что «люди сами заходили в проект, разбирались в его тонкостях» и «сами принимали решения».
Hamster Kombat активно привлекал инфлюенсеров так, чтобы обеспечить быстрый рост, не создав проблемы токеномике. А теперь выясняется, что существуют сильные разногласия между основателями.
«Лучше расти медленно, но уверенно, без внешнего вмешательства», — в этом уверен Ладо Охотников. Ясно, что Hamster Kombat активно работал с аудиторией, по сути, разыгрывая успешный успех.
Поэтому резонно задать вопрос: если Meta Force действительно вырос до 2 миллионов пользователей за три года без активного привлечения блогеров, тогда почему другие не разделяют этого пути, а стремятся сделать все быстро?
Столь агрессивная «раскрутка» в случае с Hamster Kombat кидает тень на другие быстрорастущие проекты. И любые попытки других нивелировать этот факт будут тщетными.
Тут скорее вопрос не о методах развития, а о бесконечном терпении в построении стабильного проекта. Вряд ли такое терпение могло бы иметь место без работы сильных стратегов внутри самой команды. Что опять же отсылает к событиям последних лет, и прежде всего, — к стабильному росту популярности метавселенной, в которую превратилась экосистема Meta Force.
Успешный предприниматель должен быть сколь угодно терпеливым и даже упрямым, но только не жадным. А бизнесмен, который отвергает быстрые методы роста в столь конкурентной среде, каковой является криптоиндустрия: либо гений, либо лидер.
Начать дискуссию