Незаконное использование изображения персонажа популярного литературного произведения при производстве и реализации кондитерских изделий. Part I

Незаконное использование изображения персонажа популярного литературного произведения при производстве и реализации кондитерских изделий (тортов с фигурками персонажа), взыскание компенсации с продавца кондитерских изделий и администратора сайта, на котором рекламировались и продавались кондитерские изделия. Part I

Клиент - компания С (государство регистрации - Великобритания) - является обладателем исключительных прав на изображения персонажа популярного литературного произведения (далее - персонаж) (подтверждается графическим товарным знаком с изображением персонажа, зарегистрированным в Международном реестре товарных знаков). 19.02.2024г. компанией С было выявлено, что на сайте www.<mmm>.ru осуществляется демонстрация, предложение к продаже кондитерских изделий - 5 видов тортов на заказ - с изображением персонажа. В соответствии с информацией, содержащейся на сайте, производителем и продавцом кондитерских изделий является общество с ограниченной ответственностью Е (подтверждается скриншотами страниц сайта с информацией о регистрационных и банковских реквизитах общества с ограниченной ответственностью Е), администратором сайта/доменного имени www.<mmm>.ru - общество с ограниченной ответственностью U (подтверждается скриншотами страниц сайта, ответом регистратора доменного имени ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ»). 02.03.2024г. компанией С обществу с ограниченной ответственностью Е и обществу с ограниченной ответственностью U были направлены досудебные претензии с требованиями о прекращении нарушения исключительных прав компании С на персонаж путём производства кондитерских изделий с изображением персонажа, демонстрации, предложения к продаже кондитерских изделий с изображением персонажа на сайте www.<mmm>.ru, выплате солидарно компенсации за нарушение исключительных прав компании С на персонаж в размере 5 000 000 руб. Досудебные претензии оставлены обществом с ограниченной ответственностью Е и обществом с ограниченной ответственностью U без удовлетворения.
Защищая исключительные права компании С на изображения персонажа, мы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Е и обществу с ограниченной ответственностью U о прекращении нарушения исключительных прав компании С на персонаж путём производства кондитерских изделий с изображением персонажа, демонстрации, предложения к продаже кондитерских изделий с изображением персонажа на сайте www.<mmm>.ru, выплате солидарно компенсации за нарушение исключительных прав компании С на изображения персонажа в размере 5 000 000 руб.
Исковые требования были обоснованы нами следующими доводами:
1. Принадлежность компании С исключительных прав на изображения персонажа подтверждается товарным знаком с изображением персонажа, зарегистрированным в Международном реестре товарных знаков. В соответствии со ст. 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. (Российская Федерация присоединена к Бернской конвенции на основании Постановления Правительства РФ от 03.11.1994г. № 1224 о присоединении к Бернской конвенции), Всемирной конвенцией об авторском праве (заключена в Женеве 06.09.1952г., вступила в действие для СССР 27.05.1973г.), участниками которой являются Российская Федерации и Великобритания, подпунктом 3 п. 1 ст. 1256 Гражданского кодекса РФ произведениям, созданным в Великобритании, предоставляется такой же режим правовой охраны, как российским объектам авторского права. Таким образом, регистрация товарного знака с изображением персонажа в Международном реестре товарных знаков является надлежащим доказательством принадлежности компании С исключительных прав на изображение персонажа. Принадлежность компании С исключительных прав на персонаж дополнительно подтверждена
аффидевитами (с нотариально заверенным переводом) финансового директора компании С (удостоверен государственным нотариусом Англии и Главным государственным секретарем по иностранным делам и делам Содружества), художника-создателя прообраза персонажа ФИО Y (удостоверен государственным нотариусом Англии), художника-создателя современного образа персонажа ФИО Z, использованного обществом с ограниченной ответственностью Е и обществом с ограниченной ответственностью U при производстве, демонстрации, предложении к продаже кондитерских изделий (удостоверен Главным государственным секретарем по иностранным делам и делам Содружества), руководством компании С по использованию корпоративного стиля (аффидевит - письменное показание или заявление, даваемое под присягой и удостоверяемое нотариусом или другим уполномоченным должностным лицом при невозможности (затруднительности) личной явки свидетеля). В соответствии с Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 02.09.2016г. по делу № А08-4068/2015 в случае, если а) аффидевит отвечает критериям относимости, допустимости доказательств,  b) нет оснований полагать, что данные в установленном порядке под присягой показания могут быть признаны ложными, не соответствующими действительности (в том числе, исходя из права государства, в котором дан аффидевит), c) содержание аффидевита не опровергается другими изложенными в материалах дела сведениями, допускается признание аффидевита в качестве доказательства факта принадлежности исключительных прав истцу. В соответствии с п. 3 аффидевита финансового директора компании С «компания С является единственным всемирным владельцем всех авторских прав, распространяющихся на все последующие рисунки, иллюстрации, игрушки, сувениры и персонажи, производные от персонажа. Компания владеет и контролирует все исключительные права на рисунки, иллюстрации, игрушки, сувениры и персонажи, производные от персонажа, по всему миру, вне зависимости от размера, одежды, фона, поз, формы выражения и т.д. Компания С является владельцем исключительных прав на существующие рисунки, иллюстрации и персонажи, производные от персонажа. Художник-создатель прообраза персонажа ФИО Y и художник-создатель современного образа персонажа ФИО Z переуступили компании С все права на изображения персонажа, включая авторские права на все сопутствующие работы». В аффидевите финансового директора компании С содержатся иллюстрации персонажа, идентичного изображениям персонажа на кондитерских изделиях, производимых, демонстрируемых и предлагаемых к продаже обществом с ограниченной ответственностью Е и обществом с ограниченной ответственностью U. В соответствии с аффидевитом художника-создателя прообраза персонажа ФИО Y им переданы авторские права на все работы, созданные в процессе сотрудничества с компанией С, в том числе, права на изображения прообраза персонажа. В аффидевите художника-создателя прообраза персонажа ФИО Y
содержатся иллюстрации созданного им прообраза персонажа, очевидно демонстрирующие сходство прообраза персонажа с изображением персонажа в товарном знаке, исключительные права на который принадлежат компании С.
В соответствии с аффидевитом художника-создателя современного образа персонажа ФИО Z им переданы компании С авторские права на все работы, созданные в процессе сотрудничества с компанией С, в том числе, права на изображения персонажа. В аффидевите художника-создателя современного образа персонажа ФИО Z содержится трудовой договор между ним и компанией С, в соответствии с условиями которого исключительные права на иллюстрации персонажа, созданные художником-создателем современного образа персонажа ФИО Z при выполнении трудовых обязанностей принадлежат работодателю - компании С, авторские права на изображения и все варианты дизайна персонажа отчуждены художником-создателем современного образа персонажа ФИО Z компании С. В аффидевите художника-создателя современного образа персонажа ФИО Z содержится изображение обложки экземпляра книги - издания широко известного литературного произведения, - на которой содержится обозначение, характеризующее факт принадлежности компании С авторских прав на литературное произведение - буква «С» в окружности, информация о том, что автором иллюстраций к литературному произведению является художник-создатель современного образа персонажа ФИО Z, издателем
литературного произведения является компания С, год первого опубликования 2001. В соответствии с п.1 ст.15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной 09.09.1886г., т. к. художник-создатель современного образа персонажа ФИО Z указан в экземпляре книги как автор иллюстраций к литературному произведению, именно он признается автором изображения персонажа, содержащегося на обложке книги и в иллюстрациях к литературному произведению, пока не доказано иное. Таким образом, трудовой договор между художником-создателем современного образа персонажа ФИО Z и компанией С, свидетельствующий об отчуждении художником-создателем современного образа персонажа ФИО Z компании С авторских и исключительных прав на изображения персонажа, является достаточным доказательством принадлежности компании С исключительных прав на изображения персонажа. В соответствии с разд. 2 "История бренда" руководства компании С по использованию корпоративного стиля первые иллюстрации персонажа, созданные в 1992г. для компании С художником-создателем прообраза персонажа ФИО Y, стали основой современного образа персонажа и использовались при производстве открыток, впоследствии художниками-сотрудниками компании С изображение персонажа многократно дорабатывались и видоизменялось, было создано много рисунков и иллюстраций с изображением персонажа. В соответствии с разд. 9 "Описание персонажа" руководства компании С по использованию корпоративного стиля уникальными особенностями персонажа являются форма носа, длина и цвет шерсти, форма и расположение глаз, пропорции и расположение лап, форма тела, поза, количество, формы и расположение на теле заплаток.
В материалы дела нами были представлены скриншоты страниц сайта, скриншоты архивных версий страниц сайта www.<mmm>.ru с изображениями кондитерских изделий (5 видов тортов), демонстрирующими, что фигурки на кондитерских изделиях воспроизводят отличительные черты изображения персонажа, являющиеся его уникальными особенностями, а именно, форму носа, длину и цвет шерсти, форму и расположение глаз, пропорции и расположение лап, форму тела, позу, количество, формы и расположение на теле заплаток.
Таким образом, изображения персонажа, реализованные обществом с ограниченной ответственностью Е в фигурках на кондитерских изделиях, являются производным произведением, созданным путем переработки изображения персонажа, исключительные права на которое принадлежат компании С. Между компанией С и обществом с ограниченной ответственностью Е не был заключён лицензионный договор, на основании которого обществу с ограниченной ответственностью Е было бы предоставлено право использования изображения персонажа каким-либо способом, основания для внедоговорного использования изображения персонажа в соответствии с Гражданским кодексом РФ у общества с ограниченной ответственностью Е отсутствуют.
2. В соответствии с п. 1 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе, способами, перечисленными в п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ. Правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на произведение. В соответствии с п. 89 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» использование произведения науки, литературы и искусства любыми способами, как указанными, так и не указанными в подпунктах 1 - 11 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, допускается только с согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, когда Гражданским кодексом РФ допускается свободное использование произведения. Каждый способ использования произведения представляет собой самостоятельное правомочие, входящее в состав исключительного права, принадлежащего автору (иному правообладателю). В соответствии с подпунктом 2 п. 6 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ право использования произведения каждым из указанных способов может быть предметом самостоятельного лицензионного договора. Незаконное использование произведения каждым из перечисленных в п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ способов является самостоятельным нарушением исключительного права на произведение. В соответствии с абзацами 2, 3 п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности, отсутствие запрета не является согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя является незаконным и влечет применение мер ответственности, установленных Гражданским кодексом РФ, другими законами. Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью Е нарушены исключительные права компании С на изображения персонажа путем производства с целью введения в гражданский оборот, предложения к продаже и продажи кондитерских изделий (тортов), содержащих воспроизведение изображения персонажа. 

3. В соответствии с ответом регистратора доменных имен ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» администратором сайта/доменного имени www.<mmm>.ru является общество с ограниченной ответственностью U. В соответствии с "Правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ", утвержденными решением Координационного центра национального домена сети Интернет 05.10.2011г. № 2011-18/81, администратор домена (пользователь на имя которого зарегистрировано доменное имя) как лицо, заключившее договор о регистрации доменного имени, осуществляет администрирование домена, т. е. определяет порядок использования домена. Право администрирования возникает в силу договора о регистрации доменного имени и действует с момента регистрации доменного имени в течение срока действия регистрации. Таким образом, лицом, фактически использующим сайт www.<mmm>.ru для рекламы и реализации кондитерских изделий, является общество с ограниченной ответственностью Е (подтверждается информацией, размещенной на сайте), администратором сайта/доменного имени www.<mmm>.ru является общество с ограниченной ответственностью U, т. е. владелец сайта и администратор сайта не совпадают в одном лице. Т. к. использование ресурсов сайта невозможно без участия администратора домена как лица, создавшего технические условия для использования посетителями интернет-ресурса, администратор домена несет ответственность за содержание информации, размещенной на сайте. Т. к. а) использование ресурсов сайта www.<mmm>.ru невозможно без участия администратора сайта - общества с ограниченной ответственностью U, b) обществом с ограниченной ответственностью U осознанно предоставлена обществу с ограниченной ответственностью Е возможность использования сайта/доменного имени www.<mmm>.ru для совершения действий, являющихся нарушением исключительных прав компании С, с) обществом с ограниченной ответственностью U получен доход от предоставления обществу с ограниченной ответственностью Е возможности использования сайта/доменного имени www.<mmm>.ru, т. е. доход получен, в том числе, и вследствие неправомерного использования изображения персонажа, исключительные права на который принадлежат компании С, общество с ограниченной ответственностью U является лицом, участвующим в совершении правонарушения, к обществу с ограниченной ответственностью U солидарно с обществом с ограниченной ответственностью Е должны быть применены меры гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав компании С на изображение персонажа путём доведения до всеобщего сведения изображений персонажа на сайте www.<mmm>.ru без согласия правообладателя. 

В соответствии с п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности, при неделимости предмета обязательства. В соответствии с п. 159 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» требования о возмещении убытков, взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака в доменном имени на основании подпункта 3 п. 1, п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ может быть предъявлено к администратору доменного имени и к лицу, фактически использовавшему доменное имя, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, при этом такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. Администратор доменного имени вправе предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию об однородных товарах на соответствующем интернет-ресурсе под спорным доменным именем. В соответствии с абз. 3 - 4 п. 1 «Справки о некоторых вопросах применения норм раздела III «Общая часть обязательственного права» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением главы 23 («Обеспечение исполнения обязательств»)» (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 03.09.2015г. № СП-23/24) ст. 1080 Гражданского кодекса РФ установлена ответственность за совместно причиненный вред. При рассмотрении требований о привлечении к солидарной ответственности за нарушение исключительных прав следует исходить из того, нарушены ли исключительные права совместными действиями лиц, к которым предъявлено такое требование, или каждое из этих лиц допустило самостоятельное нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Например, при нарушении исключительного права на товарный знак посредством размещения на интернет-сайте предложения к продаже товара, маркированного обозначением, сходным до степени смешения с товарным знаком, администратор доменного имени и лицо, разместившее информацию на сайте, могут быть привлечены к солидарной ответственности, т. к. исключительное право на товарный знак нарушено их совместными действиями. В соответствии со ст. 1252 Гражданского кодекса РФ за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности исковые требования могут быть предъявлены правообладателем к любому лицу, совершившему нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 6.1 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ в случае, если одно нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. В соответствии с п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» положение о солидарной ответственности применяется в случаях, когда нарушение исключительного права имело место в результате совместных действий нескольких лиц, направленных на достижение единого результата. Обществом с ограниченной ответственностью Е не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие об отсутствии его заинтересованности в использовании сайта www..ru.

 Продолжение в субботнем посте

https://businessandlaw.ucoz.net/blog/nezakonnoe_ispolzovanie_izobrazhenija_personazha_populjarnogo_literaturnogo_proizvedenija_pri_proizvodstve_i_realizacii_konditerskikh_izdelij/2024-11-11-111

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию