Серия статей на тему: «Что нужно сделать перед составлением годовой отчетности». Часть 2. «Инвентаризация»

Добрый день, коллеги. Сегодня продолжаем рассматривать, что нужно сделать перед составлением годовой отчетности. Следующим этапом проводим инвентаризацию.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/teterlevaanna

 Проведите инвентаризацию активов и обязательств

 Проверьте, у вас должны  быть следующие документы:

  • приказ об инвентаризации активов;

  • должны быть назначены материально-ответственные лица;

  • приказ о назначении инвентаризационной комиссии;

  • в учетной политике должен быть график проведения инвентаризации, даты и сроки (кроме внезапной инвентаризации);

  • в учетной политике должны быть обозначены  документы, которыми оформляется инвентаризация.

  • инвентаризационные описи  и сличительные ведомости оформленные в установленном порядке.

Перед началом проведения инвентаризации активов выполните следующие процедуры (п. п. 26, 27 ФСБУ 28/2023):

  • инвентаризационная комиссия получает от МОЛ последние первичные учетные документы, на основании которых отражается движение активов в регистрах бухучета (в частности, приходные и расходные документы, отчеты о движении активов). Председатель комиссии визирует эти документы с указанием "до инвентаризации на "__________" (дата)";

  • все МОЛ дают расписки о том, что к началу инвентаризации указанные первичные документы сданы ими в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии и все активы, вверенные им для хранения либо использования, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход;

  • все лица, получившие денежные средства в подотчет или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все первичные учетные документы на приобретенные ими ценности сданы в бухгалтерию либо переданы инвентаризационной комиссии, а все приобретенные активы оприходованы.

Также подготовьте бланки инвентаризационных описей (актов).

Процедура инвентаризации состоит в следующем

В ходе инвентаризации проверьте фактическое наличие активов и обязательств. Для этого установите их действительное существование, оцените их состояние и обоснованность нахождения в организации (п. 3 ФСБУ 28/2023).

Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета отразите в учете на основании их квалификации, утвержденной руководителем. Для квалификации результатов определите, например, наличие недостач в пределах, сверх или при отсутствии норм естественной убыли, возможность использовать испорченные (поврежденные) активы (п. п. 8, 9 ФСБУ 28/2023).

Результаты инвентаризации оформите документально. Приобщите к ним, в частности, акты обмеров и перевеса, технические расчеты, объяснения МОЛ о допущенной пересортице, объяснения инвентаризационной комиссии в отношении причин, по которым недостача по пересортице не отнесена на виновных лиц (п. п. 5, 35 ФСБУ 28/2023).

Отметим, что организация должна исключить неоправданное дублирование инвентаризационных процедур. Например, при смене МОЛ составляется передаточный документ, в котором отражается фактическое наличие имущества на дату передачи. То есть фактически инвентаризация проведена, повторное проведение еще каких-либо инвентаризационных процедур не требуется. В таких случаях документом, подтверждающим проведение и результаты такой инвентаризации, будет являться этот передаточный документ при соблюдении определенных условий (Рекомендация Р-159-2024-КпР "Инвентаризационные процедуры в процессе деятельности").

Инвентаризационные документы составляйте, храните и исправляйте согласно требованиям, установленным для первичных учетных документов и регистров бухучета ст. ст. 9, 10 Закона о бухгалтерском учете и ФСБУ 27/2021. На такие объекты инвентаризации, как неучтенное имущество (имущественные права, обязательства) и объекты бухучета, которые не учитываются в составе активов и обязательств, но отражаются на забалансовых счетах, составьте отдельные документы (п. п. 6, 32 ФСБУ 28/2023).

Результаты инвентаризации отразите в бухучете в оценке, определяемой на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Регистрируйте результаты в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация, в следующем порядке (п. п. 10 - 12 ФСБУ 28/2023):

  • стоимость активов, оказавшихся в излишке, включите в доходы по их справедливой стоимости либо по их балансовой стоимости или по балансовой стоимости аналогичных активов;

  • стоимость недостающих (утраченных) активов спишите с учета по их балансовой стоимости и отнесите на виновных лиц (если есть основания для возмещения) или на расходы;

  • стоимость активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), но подлежащих использованию либо продаже, скорректируйте на сумму обесценения;

  • выявленные суммы дебиторской задолженности и обязательств, по которым срок исковой давности истек, а также иных долгов, нереальных для взыскания, спишите с бухгалтерского баланса в общем порядке;

  • иные (не указанные выше) выявленные при инвентаризации расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств доначисляются или досписываются по правилам федеральных стандартов бухучета соответствующих объектов.

Начать дискуссию