Хочу рассказать о своем тернистом пути, как случилось, что я стала бухгалтером. Как потом оказалось, в разговорах с другими бухгалтерами, процентов 90 таких же как я. Как обычно это происходит в среднестатистических семьях. У меня было творческое начало, я любила музыку, хорошо рисовала… Бабушка главный бухгалтер, мама продавец. После окончания школы, столкнувшись с вопросом «кем быть?», ответ нашелся крайне быстро - БУХГАЛТЕРОМ! Бухгалтера ценятся. Всегда найдешь работу. Так я встала на этот путь.
Я обычный человек, так же как все я боюсь, не знаю, ленюсь… Вобщем наделала в начале кучу ошибок. Буду оценивать их с точки зрения уже опытного человека. Подскажу, как можно было бы их избежать и как нужно было поступить правильно. Десять этапов, которые нужно пройти осознанно.
Ошибка № 1. Обучаемся у теоретика, нет наставника.
В учебном заведении бухучет проходили галопом. Знания получились обрывочные и бессистемные. Но тем не менее экзамены сданы и заветный диплом получен. Красный. После выпуска три года жизни ушли в никуда. На первой работе занимаешься не тем, чему учили, а мелкими рутинным действиями, какой-то мелкой частичкой всего того процесса, который проходит в бухгалтерии. И просто взять и попросить главного бухгалтера стать твоим наставником почему-то не приходило в голову, потому что голова была перегружена рутиной. Куда мне до ГЛАВНОГО. ОН ого-го!!! В итоге нет того наставника, который даст тебе быстрый темп в получении концентрированного практического опыта, который поможет тебе понять, а бухгалтер ли я?
Лезем в дебри без опыта, проводника, карты и компаса. Откуда и проистекают все последующие ошибки.
Ошибка № 2. Устраиваемся работать куда угодно лишь бы взяли
Хорошо говорить «Устраиваясь на работу, помни - не только тебя выбирают, но и ты выбираешь!». Я устраивалась через знакомого, на очень престижное место - бухгалтер на РЖД. Да я летела туда не думая… Не задавая вопрос на какой участок. А разве есть участки? Участки учета, хмм… а это как?
А вот как. В бухгалтерском учете есть участки, на каждом из которых разная работа. На одном нужно считать деньги и выписывать расходные и приходные ордера, на другом начислять зарплату своим коллегам, на третьем вносить в учетную программу поступление товаров и материалов. Каждый участок учитывает свои хозяйственные операции, и если сложить работу всех участков, то получим все хозяйственные операции фирмы. Разница для начинающего бухгалтера ощутимая.
Ошибка № 3. Выбираем адскую работу
Регламент? Настроенная система учета? Руководитель самодур? Ненормированный график? График – вообще не предсказуем. Учет запущен… Вобщем все как обычно бывает – вам попалась адская работа.
Как распознать признаки ада на работе? Как минимум надо разбираться, что хорошо, что плохо, как должно быть и как есть… чтоб сделать правильный выбор.
Плохо - это ват так:
- непонятно кто твой начальник, так сразу кажется, что никто
- непонятны твои обязанности, занимаешься всем, чем скажут
- некого спросить, все злые и рявкают в ответ
- один сплошной аврал, все сидят работают с утра до ночи
- все время исправляют ошибки и без конца ругаются
- нестандартные учетные программы
- в коллективе открытый конфликт
Хорошо и правильно - это вот так:
- при приеме на работу тебя прикрепили к сотруднику, который вводит тебя в курс дела
- ты знаешь участок учета и делаешь только его, ну и разовые поручения, но они именно разовые
- есть главбух или зам, которые спокойно общаются
- рабочий день с 9 до 18, задерживаются редко
- проверяют все сразу и закрывают периоды
- используется обычная 1С
- коллектив сплоченный и доброжелательный
Ошибка № 4. Не принимаем дела
Меня этому никто не учил. Наставника нет, алгоритм принятия дел - неизвестно даже его существование. Нет характера, чтобы потребовать. Кто я такая, чтобы требовать? А ведь нас учили передаче дел по акту, но вот смелости маловато, чтоб потребовать провести как положено. Мне сказали «У нас так положено! Некому передавать! Садись и работай!» и попробуй тут возрази… А ответственность и слезы мои!
Ошибка № 5. Не настраиваем пошагово свою работу с первого дня
Как потом оказалось, кроме обычного календаря с твоим днем рождения, Новым годом и 8 марта есть еще несколько календарей. Например Календарь бухгалтера, Производственный и Налоговый календарь. Они не такие веселые, но очень очень нужные в жизни каждого бухгалтера.
Ошибка № 6. Не придаем значения порядку в документах
Цифра к цифре, документ к документу, папочка к папочке, все по полкам, все подписано, прошнуровано и пронумеровано. С печатями и подписями там где надо. А не под столом в коробке из под бананов валом, согнутые пополам - это поступления, а мятые в комочек - реализация.
Ошибка № 7. Не следим за изменением законодательства
Да у меня же совсем простой участок, зачем мне следить за изменениями? Ответ может стоить очень, очень дорого, штрафы маленикими не бывают...
Ошибка № 8. Нет самопроверки
Доверяй, но проверяй. Особенно себя. Кто готов тебя подставить в самом неожиданном месте - это ты сам. Коллеги тоже могут подсуетиться. Поэтому - проверяй.
Ошибка № 9. Не читали первоисточники - ПБУ, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и т.д.
Это же читать невозможно. Ничего не понятно. Я лучше спрошу у Марьиванны, после обеда, когда она добрая будет. А кто тебе сказал, что Марьиванна правильно поняла текст первоисточника? Если она его вообще читала. А то может спросила у Натальи Петровны. И не факт, что Наталья Петровна читала. Вобщем тут эффект ОБС - одна бабка сказала. Ценность информации - ноль. Поэтому найди время и прочитай.
Ошибка № 10. А мое ли это – бухгалтерский учет?
Все-таки ДА. Мне нравится работать с цифрами, с формами. Писать длинно и красиво я не могу, а вот считать и составлять бесконечные таблицы – это мое.
Оставьте свой контакт:
Комментарии
23Все так в 95 % случаев.
Пишете вы тоже замечательно:)
Спасибо
Про первоисточники - золотые слова! И не только бухгалтерам их надо распечатать и на стенку повесить, но и юристам, и мноооого кому )
Ерундовые у нас в России первоисточники, что ПБУ, что НК, что ГК , что ТК... Читать надо судебную практику по этим первоисточникам и всякие письма чиновников
Понаехавший Тут, но в статье ведь речь о бухгалтере на участке - а Вы говорите уже о неоднозначных ситуациях, когда решение должны принимать руководители.