МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/706@
«О правомерности снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя с целью смены объекта налогообложения при применении УСН»
Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше обращение от 01.02.2013 б/н по вопросу правомерности снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя с целью смены объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Согласно положениям ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно.
Кроме того, в Кодексе содержится прямая норма о том, что объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода (календарный год), если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 Кодекса. В этом случае индивидуальный предприниматель признается налогоплательщиком, применяющим УСН, с даты постановки его на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Прежде чем вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, индивидуальный предприниматель обязан пройти процедуру снятия с учета в налоговом органе. При этом существуют определенные основания, установленные ст. 84 Кодекса, позволяющие налоговому органу снять с учета индивидуального предпринимателя, и в их числе смена объекта налогообложения не значится.
ФНС России обращает Ваше внимание на то, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается в соответствии с пп. 3 ст. 44 Кодекса со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим.
Следовательно, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 № 95-О-О).
Кроме того, существуют отдельные судебные решения (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.07.2012 по делу № А31-5701/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2005 № А21-94/05-С1), определяющие, что под началом ведения предпринимательской деятельности понимается дата первой регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, что позволяет квалифицировать действия, связанные со снятием с учета и постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя, как получение налогоплательщиком необоснованной экономической выгоды.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.ЕГОРОВ
28.02.2013
Начать дискуссию