Отсутствие заявки на товар — не основание для отказа от приемки по госконтракту

Заказчик и поставщик договорились на поставку товара по заявкам определённого объема и на определенную сумму. Поставщик поставил, а Заказчик получил товар полностью и в срок, но принял и оплатил только ту часть товара, на которую заказчик делал заявки. Поставщик обратился в суд и выиграл. Но есть противоположная судебная практика.

Стороны договорились поставлять товар по заявкам. Заказчик получил товар полностью и в срок, но принял и оплатил только часть, поскольку заявку на весь объем не направлял. Поставщик обратился в суд за защитой своих прав.

Три инстанции взыскали с заказчика долг, неустойку, транспортные расходы и госпошлину:

✅поставщик проинформировал заказчика о готовности осуществить поставку товара на оставшуюся сумму, но заказчик не ответил;

✅товар был направлен заказчику транспортной компанией, но заказчик без указания причин отказался от его приемки, тем самым заказчик действовал недобросовестно и создал искусственные условия для одностороннего отказа;

✅заказчик не направил заявку на товар в объеме 18,6% от цены контракта;

✅соглашения об уменьшении количества продукции стороны не заключали;

✅причины отсутствия заявки на спорную часть товара заказчик не пояснил;

✅письменный отказ от приемки поставщику не направлял;

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2022 по делу №А41-28617/2021

❗❗❗ВНИМАНИЕ❗❗❗ Есть судебная практика с противоположным подходом.

В частности, Верховный суд РФ указал: поставка товара по заявкам госзаказчика не означает, что надо выбрать весь объем.

Ключевые моменты, на которые обратил внимание Верховный Суд РФ в Определении от 28.02.2022 № 301-ЭС21-29622:

❌ в контракте нет обязанности выбрать весь объем и ответственности за ее неисполнение. Условие контракта о поставке партии товара по заявкам заказчика не означает, что тот должен приобретать продукцию, в которой нет потребности;

❌ факт того, что заказчик не направлял заявки на поставку товара, в том числе всего объема, нельзя считать нарушением условий контракта;

❌для поставки товара нужна заявка заказчика. Нельзя обязать принять продукцию, заявки по которой нет;

❌ на момент предъявления претензии срок действия контракта истек. Обязательства по поставке и приемке прекратились.

Я лично склоняюсь к позиции Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2022 по делу №А41-28617/2021, и вот почему.

Заказчик определил нужный ему объем определенного товара на определенно начально максимальную цену и выставил предложение на тендер. Каких-либо специальных условий в отношении товара заказчиком не предъявлялось, только поставка по заявкам помимо необходимых требований к товару и срокам поставок.

Поставщик рассчитывает заработать на этом контракте именно ту сумму, которую поставщик предложил именно по этой закупке именно определенного закупкой объема. Поставщик не может предвидеть, что заказчик не выберет весь объем товаров. По всей видимости, заказчики тоже не знают, выберут или не выберут весь объем товаров.

Возможно, поставщик несет косвенные затраты, связанные с исполнение контракта, и вдруг выяснится, что заказчик не выбирает весь объем товара.

Если бы поставщик по каким-то причинам не смог бы полностью поставить товар, то поставщика ждут карательные меры в виде включения в РНП, штрафов и пени. Почему же заказчик может не подавать заявку и не выбирать объем товара? Фактически заказчик таким образом меняет условия контракта, объем и цену. В данном случае это не что иное, как одностороннее изменение условий контракта.

Очень печально, что Верховный Суд РФ полноценно не разобрался в этом вопросе и поставил интересы заказчика выше интересов поставщиков, тем самым создав правовую неопределенность для поставщиков и создав наиболее рисковую позицию для поставщиков.

Хотя вопросы объемов при их неопределенности в будущем, либо в настоящем регулируются закупкой с неизвестным объемом.

ВЫВОД

1️⃣дождемся, будет ли жалоба со стороны заказчика в Верховный Суд РФ и если будет, то какой результат.

2️⃣в деле, где поставщик выиграл есть допущенные заказчиком упущения, такие как отсутствие отказа от приемки, не пояснил причины отсутствия заявки на спорную часть товара. Отсутствие этих двух упущений заказчика иначе повлияли на исход дела? Я не исключаю такое.

3️⃣пока для поставщиков созданы ущемляющие условия, считаю в таких случаях надо делать запрос разъяснений по поводу выбора товара, будет ли выбор произведен полностью и выбор товара зависит от текущей потребности или это зависит возможностей сохранности полученного товара. В противном случае поставщики остаются в неопределенности очень-и-очень сильно зависят от «хотелок» заказчиков.

Успехов в бизнесе!!!

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.