Ведение бизнеса

Адаптация бизнеса. Ожидания и перспективы в 2023 году

После начала специальной военной операции бизнес в России столкнулся с огромным количеством вызовов, к которым можно отнести проблемы с логистикой, банковские и валютные риски в виде приостановки действия платёжных систем, нестабильность работы банков, изменения курсов валют и многие другие.

В конце прошлого года мы решили узнать, как бизнес адаптировался к сформировавшимся условиям и провели опрос среди HR-специалистов российских и международных компаний, в рамках которого были оценены трудности, возникшие после 24 февраля 2022 года.

Кроме того, исследование включило наиболее критичные профессиональные риски и меры, предпринимаемые руководством компаний в настоящий момент; сложности относительно подбора персонала; ожидания и перспективы бизнеса по итогам 2023 года.

Трудности, с которыми столкнулись компании после событий 24 февраля

Самой большой сложностью практически для всех компаний (90%) стало нарушение логистических поставок.

Половина респондентов столкнулась с нехваткой сырья на российском рынке, треть опрошенных испытывают трудности с ограничением доступа к международным IT-платформам, которыми они пользовались ранее и увольнением высококвалифицированных специалистов по собственному желанию, тогда как чуть больше четверти организаций (29%) вынуждены констатировать снижение спроса на производимые товары и услуги, а также проблемы в поиске новых партнеров и клиентов для сбыта. Четверть компаний пришли к необходимости сокращения персонала и поиску новых источников сырья у зарубежных партнеров.

К слову, странами, с которыми с которыми удалось наладить поставку сырья стали Китай (44% респондентов закупают необходимые компоненты для производства именно там), Турция (19%), Индия и Иран, по 6% соответственно.

Примечательно, что 13% компаний удалось наладить поставки с партнерами внутри страны, а 6% все еще не смогли найти подходящих экспортеров. 

По результатам опроса к источникам сырья, которого не хватает в данный момент были отнесены: красители, IT-оборудование, комплектующие для изготовления приборов учёта электрической энергии, лаки, краска, бумага, полиамиды, полипропилены, химия, стекловолокно, упаковка и другое.

Часть компаний посетовали на то, что сырье есть, но сильно отличается по качеству.

Сложности относительно подбора персонала в компаниях

Чуть больше четверти компаний (26%) полностью приостановили найм сотрудников для всех отделов, 21% опрошенных организаций находится в поисках специалистов сферы продаж, 18% нуждается в привлечении промышленного персонала, (в разрезе аналитики исключительно промышленных компаний этот показатель составляет 26%), 11% респондентов признаются в нехватке IT-специалистов, тогда как 5% ведут подбор на позиции логистов и административные вакансии.

Меры, предпринимаемые организациями

Почти половина компаний (45%) решили не организовывать корпоративных мероприятий в конце года, 42% опрошенных приостанавливают поиск офисных и торговых сотрудников, чуть более трети респондентов (37%) прекращает найм руководителей, 29% организаций замораживают подбор производственного персонала и обучение сотрудников, четверть из числа прошедших опрос готова расстаться с экспатами и отказаться от индексации или повышения заработных плат, 21% перестанет пользоваться услугами аутсорсинга, а также готов объявить простой.

Стоит отметить, что более трети компаний, затрудняется назвать точные сроки по предпринимаемым мерам относительно остановки найма персонала, чуть больше четверти респондентов остановят внешний набор производственного персонала, а также офисных и торговых сотрудников, еще 27% планируют отказаться от подбора промышленного персонала до конца 2023 года.

Более половины опрошенных (63%) не определились по срокам отказа от услуг аутсорсинга, тогда как четверть завершит сотрудничество с подрядчиками до конца 2022 года, а еще 13% лишь сократили часть услуг, но не отказались от взаимодействия полностью. 27% перестанет компенсировать обучение сотрудникам до конца 2022 года и еще столько же до конца будущего года.

Перспективы компаний по итогам 2023 года

Согласно оценкам компаний относительно перспектив по уровню доходов на 2023 год большинство (28%) прогнозируют снижение, четверть организаций закроет год без изменений, 19% планируют рост, 16% затруднились с ответом, 9% не смогли дать комментарий в связи с конфиденциальностью информации, тогда как 3% покидают российский рынок.

Относительно перспектив по операционной прибыли компаний — более трети (37%) ожидают ее снижения, чуть мене четверти (23%) затрудняются с ответом, 17% ожидают рост, 14% не видят предпосылок к изменениям, 6% сослались на конфиденциальность информации, а 3% уходят с рынка.

В ближайшие 6-8 месяцев 44% компаний собираются сохранить численность штата сотрудников, оставив ее без изменений, 28% сократят количество рабочих мест, 17% затрудняются с ответом, 8% заявляют о дополнительном найме и 3% покидают российский рынок.

Говоря о заработных платах, почти половина компаний (47%) планируют их индексацию в среднем на 4%, 21% откажется от индексации, 18% пребывают в состоянии неопределенности, 13% не располагают информацией по данному вопросу.

Что касается повышения заработных плат, то 42% опрошенных пересмотрят оклады, в среднем, на 7-8%, чуть больше четверти (26%) не планируют никаких изменений, 24% затрудняются с ответом, а у 8% респондентов нет данных.

Антикризисные решения, применяемые компаниями текущих условиях

Большинство компаний (40%) оптимизируют расходы на содержание офисов, треть респондентов переводят бизнес в режим экономии с сохранением эффективности и возможностью дальнейшего
оперативного восстановления, столько же опрошенных приостанавливают работу офиса, переключая компанию в спящий режим.

Несмотря на серьезные изменения в бизнес-процессах, компании смогли перестроить свою работу. В любом случае 2022 год был крайне непростым. Но любой кризис — это время поиска новых возможностей. Поэтому, чтобы «оставаться на плаву» и преуспеть компаниям придется быстро адаптироваться к изменениям и стремительно принимать решения.

Начать дискуссию