Общественные слушания и взыскание долгов ЖКХ

В настоящее время взыскание долгов в сфере ЖКХ затрудняется негативным отношением общественности, придирчивым вниманием правоохранительных органов, прежде всего, прокуратуры, а так же неэффективностью обычных методов (звонки, рассылка писем, личные визиты и т.д.).

В настоящее время взыскание долгов в сфере ЖКХ затрудняется негативным отношением общественности, придирчивым вниманием правоохранительных органов, прежде всего, прокуратуры, а так же неэффективностью обычных методов (звонки, рассылка писем, личные визиты и т.д.). Возможным выходом из такой ситуации является использование в коллекторской практике методик, которые раньше использовались в общественной деятельности и политтехнологиях. Речь идет об организации общественных слушаний, т.е. об обсуждении вопросов приемлемости тех или иных методов взыскания, а также вообще проблемы платежной дисциплины по коммунальным услугам на собраниях жильцов.

Цели коллекторских общественных слушаний достаточно просты:

- показать прокуратуре, недовольным должникам и всем интересующимся, что применение тех или иных методов было публично обсуждено и, в идеале, одобрено (как это обеспечить разберем далее);

- привлечь внимание жильцов к проблеме неплатежей, из-за которых коммунальные услуги просто не могут быть оказаны качественно и в нормальном объеме;

- добиться дополнительного общественного воздействия на неплательщиков.

Технология подготовки общественных слушаний включает следующие действия:

- определение места и времени проведения слушаний (это может быть то же самое место и время, которые используются для общих собраний жильцов, более того, слушания могут быть частью этих собраний);

- распространение нескольких видов приглашений на слушания: а) большинство жильцов уведомляются просто с помощью объявлений, где приведена цель и программа слушаний; б) неплательщики уведомляются специальными приглашениями, где отмечается, что на слушаниях может быть рассмотрен их конкретный случай;

- проведение слушаний: выступление представителя коллекторского агентства, дополнительно может быть привлечен эксперт (юрист, психолог, лектор и т.д.), вопросы участников слушаний, дискуссия;

- фиксация результатов слушаний (вот тут может быть интересный ход, если, в целом, реакция была негативная, то распространяется информация о самом факте обсуждения, а если методы (бланки уведомлений для недобросовестных неплательщиков, программы взыскания и т.д.) получили одобрение, то указывается именно этот факт);

- распространение результатов слушаний: направление протокола в прокуратуру по месту проведения слушаний, подготовка и публикация пресс-релиза и т.д.

Достаточно большая вероятность одобрения на слушаниях используемых бланков уведомлений должников и программ взыскания вызвана тем, что придут на это мероприятие, прежде всего, те жильцы, которые добросовестно платят за коммунальные услуги. Должники, весьма вероятно, просто испугаются приходить (не считая самых злостных неплательщиков - асоциальных лиц, которые могут не понять сам факт приглашения на слушания).

Естественно, коллекторское агентство, которое решает использовать такой метод как общественные слушания, должно подготовиться и к возможным конфликтам. Такая подготовка включает специальную психологическую тренировку представителей на слушаниях и т.д. Вместе с тем, есть вероятность, что описанное оригинальное мероприятие пройдет без особых сложностей.

В заключении отметим, что организация общественных слушаний как метод коммунального коллекторства (комплексного взыскания коммунальных долгов) будет особо актуальна в будущем, когда расширится самоуправление в сфере ЖКХ.

Начать дискуссию