Долги в сфере ЖКХ: коллекторский подход и массовые мероприятия

Проблема эффективного взыскания задолженности в сфере ЖКХ очень актуальна и сложна. Актуальность обусловлена постоянным ростом объема задолженности, негативным влиянием проблемы долгов на общие экономические показатели организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ.

Проблема эффективного  взыскания задолженности в сфере ЖКХ очень актуальна и сложна. Актуальность обусловлена постоянным ростом объема задолженности, негативным влиянием проблемы долгов на общие экономические показатели организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ. Сложность названной проблемы связана со следующими специфическими чертами долгов в сфере ЖКХ:

  • большое социальное значение долгов, а значит пристальное внимание государственных и муниципальных органов;
  • часто небольшая сумма средней задолженности;
  • наличие большого количества жильцов, которые объективно не могут погасить задолженность.

Все это делает необходимым поиск нестандартных вариантов организации коллекторской деятельности, которые бы отличались от сложившихся в сфере взыскания задолженностей по кредитам коммерческих банков и т.д. Как мы увидим, одной из важных особенностей может стать разработка массовых коллекторских мероприятий.

Стандартная схема организации коллекторской деятельности предусматривает следующие стадии: soft-collection (дистанционное взаимодействие с должником: обзвон, письменная рассылка) , hard-collection (личное общение с должником), legal-collection (обращение для взыскания задолженности в суд, правоохранительные органы, сопровождение исполнительного производства). Учитывая небольшую сумму отдельного долга возможны следующие изменения стандартной схемы: особый акцент на автоматический обзвон и письменную рассылку претензионных документов (это самые дешевые способы взыскания задолженности), поиск возможностей для взыскания в рамках hard-collection как коммунальной задолженности, так и иных долгов (группа выезда соответственно в одном доме наносит визит разным группам должников). Стадия legal-collection остается практически без изменений, но могут оказаться важными подготовительные действия: заключение письменных договоров с жильцами и т.д.

Особое внимание стоит обратить на создание эффективного комплекта претензионных документов, рассылаемых должникам. В него помимо претензии могут входить: советы по возврату задолженности (в том числе с контактными данными вспомогательных организаций), примеры решений о выселении из несобственных жилых помещений или решений о принудительном обмене и т.д. Также в претензионных материалах могут быть отсылки к массовым мероприятиям по взысканию задолженности (выдержки из публикаций СМИ и т.д.).

В ЖКХ также как и в других сферах задолженность может взыскиваться организациями-кредиторами самостоятельно либо с привлечением профессиональной организации – коллекторского агентства. При этом оптимальным, чаще всего, является комбинированный вариант: часть задолженности взыскивается самостоятельно, а оставшиеся долги передаются в работу специализированной организации.

Важную роль во взыскании задолженности часто играют вспомогательные организации. В кредитном коллекторстве к таким можно отнести кредитных брокеров, т.е. организации, которые подбирают для должника подходящую возможность перекредитования, рефинансирования. В сфере ЖКХ вспомогательными организациями могут быть агентства недвижимости, которые для должников, объективно не способных погасить задолженность за коммунальные услуги, подбирают варианты обмена на меньшую жилплощадь с доплатой, частично идущей на оплату задолженности. Тут правда есть огромная проблема контроля законности такой деятельности и недопущения злоупотреблений. Однако централизованный прозрачный механизм всего процесса взыскания задолженности, в том числе и привлечения вспомогательных организаций, может способствовать решению этой проблемы.

Еще одними потенциально полезными для решения проблемы задолженности организациями, как ни странно, могут оказаться различные социальные консультации. Дело в том, что в некоторых случаях проблема платы за коммунальные услуги может быть решена с помощью субсидий, а для этого необходимо, чтобы проблемные должники знали о такой возможности и правильно оформили соответствующие документы.

Самой же важной специфической чертой коллекторской деятельности в сфере ЖКХ, с нашей точки зрения, может стать использование массовых мероприятий, т.е. обращение не к отдельным должникам, а к их определенному или неопределенному кругу. Формами массовой работы по взысканию задолженности могут быть:

  • - специальные сообщения в СМИ и распространение листовок;
  • - участие специалистов по взысканию задолженности в общих собраниях жильцов;
  • - иные мероприятия (слухообразующие опросы и т.д.).

Содержание сообщений для взыскания задолженности:

  • - законные угрозы;
  • - советы по решению проблем с растущей задолженностью.

Угрозы и консультации особо эффективны в виде реальных историй, например, о том, как один должник не желал решать проблемы задолженности за коммунальные услуги и накопившаяся большая сумма долга стала основанием для принудительного, через суд, обмена на меньшую жилплощадь (тут, конечно же, необходимо уточнить и при необходимости даже помочь скорректировать правоприменительную практику по данному вопросу в соответствующем регионе). В отношении массово распространяемых угроз, вспоминается фраза автора из одного интервью о коллекторской деятельности: «Мифы об утюгах и паяльниках очень живучи в общественном сознании. Мы не используем утюги и паяльники, но используем мифы». Оставаясь строго в рамках закона можно эффективно использовать мифы и распространять информацию о возможностях решения долговых проблем.

Залогом эффективности массовых мероприятий может стать постоянный сбор и обработка реальных историй, связанных с взысканием задолженности. Большую помощь тут может оказать взаимодействие между специалистами soft- и hard- collection и теми, кто организует массовые мероприятия.

Массовому информированию для взыскания задолженности может способствовать тот факт, что часто у организаций ЖКХ есть хороший контакт с муниципальными органами, которые владеют различными СМИ.

Таким образом, изменение коллекторской деятельности с учетом специфики задолженности в сфере ЖКХ является необходимым условием эффективности и важную роль при этом играют массовые мероприятия по взысканию задолженности.

Комментарии экспертов:

Павел Бородкин, Генеральный директор Балтийского коллекторского агентства (г. Санкт-Петербург):

Наш опыт работы по взысканию долгов ЖКХ показывает, что большинство неплатежей происходит из-за бедственного положения людей либо конфликта с ТСЖ или управляющей организацией. Это самые сложные для взыскания случаи, в остальных удается добиться сотрудничества. Также можно отметить, что расклейка объявлений в подъездах малоэффективна, т.к. люди проявляют удивительную пассивность и равнодушие к тому, что они платят, а другие нет.

И долги ЖКХ, в принципе, не такие уж и легкие, т.к. и софт- и хард- коллекшн осуществляет само ТСЖ, которое находится в соседнем подъезде. Следовательно, что-то у людей не так, раз они не платят.

Максим Глушенко, Президент Украинской коллекторской группы (г. Киев, Украина):

На наш взгляд наиболее эффективными методами воздействия на должника по жилищно-коммунальным услугам являются все же этапы Soft и Hard, поскольку применение этапа Legal носит чисто психологический характер по следующим причинам:

1. На сегодняшний день в Украине способ предоставления ЖКУ находится на том же уровне, что и во времена Союза, поскольку отсутствуют четкие договорные отношения между жильцом и жилищной организацией, которые регламентировали бы сроки оплаты и качество предоставляемых услуг. В связи с этим, взыскание задолженности с более менее «продвинутого» жильца в судебном порядке будет крайне затруднительно (исключение составляет электроэнергия, на сегодняшний день с  90%  жильцов заключены договоры).

2. Отсутствуют документы, подтверждающие факт получения услуги жильцом  - акты сверок, акты выполненных работ.  Единственным документом является платежка ЖЕКа, которая не доставляется на руки жильцу, а опускается в почтовый ящик. В такой ситуации доказать  суду, что жилец вообще имел основания для платежа практически невозможно.

В связи с этим, на сегодняшний день крайне актуальным является обеспечение именно юридической стороны предоставления ЖКУ – заключение договоров  с четким порядком оплаты услуг.  Только таким способом можно, по крайней мере, начать профилактику возникновения задолженности.

В ввиду того, что, как правило, предприятия ЖКХ не знакомы с технологией взыскания задолженности и не имеют кадрового ресурса, владеющего такой технологией, наиболее эффективным будет обращение в специализированную компанию по взысканию долгов, а свой  персонала задействовать под планомерное урегулирование договорных отношений с жильцом.   

Валерий Усков, Генеральный директор Региональной организации по возврату долгов (г. Челябинск):

Согласен с сформулированными в статье особенностями и предложениями. Единственно, нужно сразу определять сложность пакета, т.к. это сильно влияет на систему работы. Нам, в основном, достаются древнейшие долги, поэтому работаем жёстко.

Александр Щербаков, Заместитель генерального директора Коллекторское агентство АКМ (г. Москва):

Взыскание долгов в секторе ЖКХ, безусловно, перспективное направление развития коллекторских агентств. Тем не менее, этот сектор работы более чем специфичен. Так называемая стадия legal по долгам меньше 3 000 рублей возможна только при очень грамотно построенной судебной работе. Тем более, это относится к стадии исполнительного производства. Исходя из большого количества объективно неплатежеспособных должников и из небольшой средней суммы задолженности, передаваемый агентству портфель должен быть относительно велик и с небольшой давностью просрочки.

Автор - генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н.

Начать дискуссию

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

1

Интересные материалы

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?