Топ-7 показателей деятельности фирмы, которые должен держать в своих руках владелец бизнеса

То, что руководители и собственники не любят влезать в дебри бухгалтерии, факт неоспоримый. В кабинет бухгалтерии руководитель заходит только тогда, когда «чешется». А в остальном руководствуется чем-то вроде: «Не чешется – не чеши». Однако может получиться, что когда зачешется, уже будет не на что купить даже успокоительное.
Топ-7 показателей деятельности фирмы, которые должен держать в своих руках владелец бизнеса

То, что руководители и собственники не любят влезать в дебри бухгалтерии, факт неоспоримый. В кабинет бухгалтерии руководитель заходит только тогда, когда «чешется». А в остальном руководствуется чем-то вроде: «Не чешется — не чеши». Однако может получиться, что когда зачешется, уже будет не на что купить даже успокоительное.

Если вы скажете, что МСП нечему чесаться или сейчас, после коронабесия (или между ними?) обнулилось всё и в ближайшее время не зачешется, то пусть то, что я напишу ниже, будет просто хорошим теоретическим заделом на будущее, когда вы снова встанете на ноги и начнете всё с начала.

Я не знаю, сколько компаний из 10 теряют деньги или весь бизнес из-за недостаточного контроля за финансами, сколько из-за нерационального распределения денежных потоков и из-за несоблюдения элементарных правил безопасности.

Что может дать грамотный подход к контролю за финансами? Результат такого действия на постоянной основе дает плюшки в виде оптимизированного потока денег, что в отдаленной перспективе может принести либо положительное решение в выдаче кредита, либо одобрение лизинга оборудования или машин, а в моменте это всегда дает уменьшение кассового разрыва и более-менее спокойную жизнь, и сон собственника.

Ладно, хватит теории. К делу:

1.Дебиторка и авансы.

Сколько мне должны поставщики, сколько я не отгрузил (не оказал услуг, не выполнил работ) и когда наступит срок. Если срок наступил, а деньги на счет не поступили или товар (услуга, работа) не поставлен, то необходимо предпринять меры к получению долга. Такая информация у собственника и (или) руководителя фирмы должна быть на столе еженедельно. Это может быть тяжелый понедельник или замученная пятница — это не так важно. Главное — еженедельный контроль за тем, кто кому и что должен. Если в управленческом учете и в бухгалтерии данные о долгах в обе стороны не сходятся, то собственник (руководитель) должен точно знать почему это происходит, разницу в рублях, в штуках, в метрах и т. п.

2. Сделки, нюансы которых хранят в себе скелеты.

Думаю, не надо долго объяснять, что в каждой второй компании есть сделки, о внутренностях которых не должны знать не только сотрудники, но и фискальные органы и официальные внутренние органы.

Документооборот, долги в обе стороны, телефоны, явки, пароли — всё это должен хранить владелец компании вдали от посторонних глаз и быть в курсе кто кому сколько должен.

В зависимости от того, какими критериями обладает поставщик по сделке, надо непременно контролировать срок предоставления поставщиком документов по оплате и факт платежа по полученным от него документам, иначе можно нарваться на сутяжников, которые зарабатывают не только на том, что предоставляют соответствующую услугу, но и через суд по сути два раза зарабатывают на том, что вам очень надо было снизить налоговую базу или получить пачку купюр.

3. Покупки за наличные.

Если ваша компания выдает под отчет наличные, то следите за тем, чтобы подотчетное лицо вовремя (а сроки, как вы помните, устанавливаете вы сами, фиксируя это в учетной политики и в распорядительном документе по компании) отчитывалось о том, что, за сколько, у кого купило. Если подотчетное лицо не отчиталось, а позже уволилось, то вы должны сумму долга обратить в доход, начислить страховые взносы (помните их размер, да?), и сообщить в ИФНС о том, что НДФЛ не удалось удержать, ибо подотчетник уволился до того, как от него потребовали отчет о потраченной сумме.

Если сумма составляет 1-5 тыс., то это не критично. А если сотню тысяч или миллион? Потери могут быть существенными.

Помню, как пару лет назад новый руководитель компании был неприятно удивлен, когда обнаружилось, что прежний руководитель по указанию (письменных свидетельств не осталось) вывел с расчетного счета под отчет около 15 млн. руб за пару лет, затем был уволен по решению владельца.

Представляете себе, на какую сумму мы начислили страховых взносов с этих миллионов и как было некомфортно владельцу, когда он смотрел на выписку по счету?

4. Денежные потоки внутри группы компаний.

Это боль моя. Я плачу каждый раз, когда на мозговом штурме владелец группы взахлеб рассказывает о том, как у него сейчас заоптимизировано налогообложение с помощью группы компаний. При подсчете оказывается, что до 25 % оборота внутри группы это задвоение налогооблагаемой базы, поэтому ни о какой крутой оптимизации здесь даже речи не идет.

Если вы делаете группу компаний, то либо сразу разводите денежные потоки, чтобы не пересекались вовсе, либо делайте так, чтобы пересечение не приводило к увеличению общей налоговой нагрузки на группу.

5. Мертвые души.

Если у вас крупное по меркам МСП предприятие, большая текучка и больше количество сотрудников (например, ЧОП), будьте готовы к тому, что кто-то из руководителей подразделений захочет заработать на том, что вы не контролируете процесс найма, перемещения и увольнения сотрудников.

Лет 10-12 назад один из моих клиентов — владелец группы охранных предприятий, вот таким нехитрым образом потерял за 2 года около 6 млн. рублей, а его уже бывший руководитель охраны объекта эту же сумму заработал. Горшки побили, расстались, но осадочек остался на всю оставшуюся жизнь.

6. Закупки.

О покупках за безналичные, которые осуществляют менеджеры по закупкам, можно говорить бесконечно, однако думаю, что вы и без меня здесь всё знаете о том, как контролировать их и пресекать откаты. Одно скажу: размер хищений в этом сегменте бизнеса самый большой. Если вы думаете, что это касается лишь строительного бизнеса, то ошибаетесь.

Любой бизнес, где закупки делаются для последующей перепродажи, для производства, для участия в тендере — везде есть люди, деятельность которых надо контролировать. Надо контролировать закупочные цены, количество, качество, долги, их токсичность.

7. Качество поставщиков.

Казалось бы — причем здесь поставщики и то, каким цветом они окрашены в «Светофоре» или каком-нибудь из онлайн-сервисов по проверке контрагентов? Опять же: если поставщик маленький по объему, то этим можно пренебречь. Если же вы покупаете на большие суммы и часто, то вы рискуете по двум аспектам: ПОД/ФТ и статья 54.1 НК РФ. Что это?

7.1. ПОД/ФТ — это 115-ФЗ. То есть закон о противодействии легализации, обналичиванию и терроризму. Чем выше риск-оценка у вашего поставщика (кстати, покупатели тоже, но в меньшей степени), тем больше риск потерять или на время лишиться денежных средств, находящихся на счетах в вашем банке. Мы с вами по несколько раз в месяц обсуждаем тему того, как уберечь себя от лишних трат (некоторые банки предлагают за выход с вещами до 25 % от суммы остатка по счету).

Поэтому контролировать поставщиков на предмет их «токсичности» или отнесения к «желтым» или «красным» поставщикам непременно надо. Следите за тем, кого выбирают ваши менеджеры по продажам, по закупкам, секретарь, экономист или бригадир. Это напрямую к теме моей статьи не относится, но потери могут быть и временные, и денежные.

7.2. Если с банками и их «Светофором» более-менее все понятно, то про существование 54.1 НК РФ мало кто из собственников знает. Ведь на налоги вкупе с бухгалтерией у владельцев компании и руководителей справедливая изжога. Однако не важно насколько она (изжога) сильна, однако следить за тем, чтобы сделки сопровождались не только документами, но и фактическим движением товара, переговорами, обменом письмами, претензиями, телефонными номерами, перепиской по электронной почте — всё это просто необходимо.

Я уже не говорю о том ,что должны оставаться следы привоза (перемещения) товара автотранспортом, отчеты агентов и отчеты рекламщиков, маркетологов — это тоже должно быть, а наличие документов в отсутствие платежей по выше указанным основаниям должно настораживать вас не меньше чем остальные 6 пунктов списка.

Что будет, если не следить за тем, какое качество у поставщиков? Банк предложит покинуть его заведение (хорошо, если без удержания комиссии при закрытии счета), а налоговая инспекция снимет расходы, на которые вы уменьшили налог на прибыль. Паровозом пойдет НДС, а также пеня и штрафы от 20 до 40 % от суммы начисленной недоимки.

А что делать? Как быть, если собственник занят тем, что набрасывает новых клиентов и некогда заниматься даже этими семью пунктами (найдутся те, кто скажет, что этого мало, что есть еще это и вот это...).

Доводилось видеть всякое в практике. В основном происходит так: сначала собственник что-то где-то теряет (где-то между 1 и 7 пунктом моего списка), а потом начинает организовывать управленческий учет в каком-то самом простом виде.

Некоторые говорят так: для управленческого учета (или учета финансов) нужна крутая программа, а у меня на нее денег нет. Видимо, стыдно признаться, что файлик формата xls состоит всего из 10 строк и 4 столбцов. Однако что в этом такого ужасного?

Идеальный учет мы никогда не построим! Он всегда будет требовать доработки. Поэтому ждать, пока крутая программа заработает, бессмысленно. Надо начинать учет вести здесь и сейчас. От простого к сложному.

А как же контроль за исполнителями?

«Я 5 (10, 15 или 20) лет ничего не контролировал, не совал нос в кадры, не изучал „светофоры“, доверял менеджерам по закупкам, бухгалтеру, бригадиру, экономисту и вдруг приду и скажу „дайте мне отчет?“». Да, придете и скажете.

Ибо это ваш бизнес. С этого начинается ответственность за то, что делаете вы и что делают ваши сотрудники. А доверие всегда поверх контроля. Никак иначе.

Комментарии

1

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

6
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Интересные материалы

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении