Два владельца. У одного доля 80%, у второго — 20 и он же руководитель компании. Компания существует много лет, деятельность активная. В 2020 году на фирму приходит выездная проверка, далее оспаривание, суд, обеспечительные меры. Часть бизнеса уходит на аффилированное лицо, о чем владелец 80% не в курсе. Он вообще мало о чем в курсе. Доверяет. В 2023 году руководитель, он же владелец 20%, умирает. И над вторым участником, ввиду того, что он владеет более чем 50% компании, нависает субсидиарная ответственность.
А где база 1С? Не известно.
А где отчетность? Не известно.
Где первичные документы? Уничтожены.
Что с главбухом? «Не видела, не помню, не делала».
«Что делать в такой ситуации», — спросите вы.
Меня здесь интересует не этот вопрос. Ибо юристы и адвокаты разберутся, дорожную карту составят, будут дальше биться за своего клиента.
Интересно другое.
Подпись на учредительном договоре, протоколе общего собрания учредителей, сведения в ЕГРЮЛ — всё это имеет большее значение, чем вы думаете. Доверять своему руководителю, привлеченному со стороны или назначенному из числа участников — отличная идея. Но если доверие не идет в одной связке с контролем по внешнему контуру, то это доверие называется «мне всё равно». Чувствуете разницу между доверием и безразличием? Да, грань между этими понятиями очень тонкая, но результат совокупности неверных шагов обычно вылезает в виде определения судьи с текстом «привлечь к субсидиарной ответственности» или «освободить от субсидиарной ответственности».
Что важно делать владельцу компании?
1. Организовать и контролировать доступы.
Иметь доступ к 1С или иному программному продукту, в котором ведется управленческий и бухгалтерский учет. Делать это можно, например, за счет резервного копирования и передачи этой копии в электронном виде.
2. Проводить общие собрания участников.
Ежегодно созывать общее собрание участников — святая обязанность участников любого ООО. Не верите? Откройте устав компании. Помогает. Отрезвляет.
3. Утверждать годовую отчетность.
Ежегодно вникать и утверждать годовую бухгалтерскую отчетность. Это тоже ваша обязанность как владельца компании. Годовой отчет вообще не должен уходить в ИФНС без вашего утверждения.
4. Инициировать аудит.
Делать инициативный аудит ежегодно (ну ок, хотя бы 1 раз в 3 года).
5. Знать, что и где лежит.
Знать, где лежат первичные учётные документы, обеспечивать их безопасное хранение в течение хотя бы 4 лет. Не надо самому искать помещение для хранения. Достаточно указать на это руководителю. И контролировать.
6. Прочитать устав.
Выполнять обязанности и осуществлять права, возложенные/предоставленные уставом общества. Сделайте это прямо сейчас. Много интересного и нового для себя узнаете.
7. Общайтесь с главным бухгалтером.
Раз в год (можно раз в квартал) запрашивать у главного бухгалтера:
оборотно-сальдовую ведомость и сведения о полученных кредитах, полученных займах, заключенных договорах лизинга,
сведения о кредиторской и дебиторской задолженности, особенно в части просроченной.
Напрямую с главбухом общаться не нужно. Некоторые даже не будут выполнять ваши указания и запросы. Через назначенного вами же руководителя это можно сделать. А в идеале — пропишите эту святую обязанность в уставе. Пусть генеральный директор знает, что он обязан высылать вам документы для ознакомления.
8. Выучить статьи 45 и 46 закона об ООО.
В этих статьях расписаны условия заключения обществом крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
Не можете делать все эти 8 пунктов? Выходите из состава участников общества. Не тяните с этим. Иначе ожидание чуда приведет вас в суд. В качестве ответчика, конечно.
Как бухгалтеру следить за изменениями в налогах и бухгалтерии?
С подпиской Клерк.Премиум вы будете бесплатно смотреть все новые вебинары и записи всех вебинаров, проходить онлайн-курсы в удобное время без привязки к графику и получать за них сертификаты, читать подробные разборы и комментарии новых законов. Стоимость годовой подписки 11900 руб. Получить
Комментарии
3А что не так то? Дивиденды кто получал, Пушкин? Вникал не вникал дело пятое. Деньги получены не законно, возвращай
Человеческий фактор в таких ситуация играет немаловажную роль🤓
У людей с бэкграундом (какой-то базы знаний/познаний о бизнесе) обычно имеется представление о том, что кроме дивидендов на карточку, не плохо бы получать и какую-то информацию о бизнесе😏
Не о том, конечно, где первичка лежит😉 Что-то посерьезнее😎
А в целом, мир бизнеса и, уж тем более, поведение индивидуумов его населяющих, вещь интересная и не до конца изученная😀
ООО поэтому так и называется - общество с ОГРАНИЧЕННОЙ ответственностью. Всё в рамках уставного капитала в 10 тыс. )