Российский экономист, профессор Чикагского университета Константин Сонин подвел итоги экономических последствий специальной операции у себя в фейсбуке. Чтобы мой дорогой Клерк не закрыли привожу его текст с легкой цензурой.
Первые итоги
1) Импорт упал настолько сильно, что рубль сильно вырос: когда покупается меньше импортных товаров, то, конечно, и валюта менее нужна. Если бы кто-то мог предположить, что импорт упадёт так резко (что будут такие жесткие санкции и такая негативная реакция мирового бизнеса), то можно было бы не отказываться от конвертируемости рубля.
2) Уровень жизни россиян сразу начал снижаться – прежде всего потому что выросли цены, почти на 10%. Сократились расходы – тоже почти на 10%, это видно в банковских данных. С этим хорошо бьются данные о том, что резко выросло число краж в магазинах.
3) Закрылись и перестали многие предприятия, часть из которых по-прежнему платит зарплату и, значит, занятые на них пока не считаются безработными. Начались национализации (например, Renault) в качестве меры по поддержанию занятости.
4) В некоторых отраслях произошло резкое падение производства из-за отсутствия импортных деталей. Например, производство автомобилей упало на 70%. Конечно, производство в таких отраслях начнёт восстанавливаться за счет примитивизации (замещении импорта).
5) Первая волна эмиграции оказалась настолько велика, что вызывает сравнение с 1918 и 1990-м годом. Основной удар пришёлся по секторам, связанным с информацией (не только IT, но и аналитика/журналистика) и образованием/наукой.
6) К моему удивлению, правительство продержалось три месяца без введения контроля над ценами. Тем не менее, я ожидаю постепенного введения де факто контроля.
Перспективы
1) Введенные + планируемые (например, постепенный отказ от покупки российских газа и нефти) санкции убивают возможности какого-то роста и развития. То есть базовым сценарием является резкое падение производства и уровня жизни в 2022-23 годах и потом многолетняя стагнация на новом низком уровне.
2) Инфляция в 2022 году идёт на 20% в год, но я думаю, что при таком резком спаде (сам по себе спад – антиинфляционный механизм) и по-прежнему консервативной денежной политике (то есть неувеличении расходов и неиндексации пенсий и зарплат) она может быть и меньше.
3) Экономическая жизнь сама по себе не может вызвать крах. Но при продолжительном снижении уровня жизни (скажем, на 8-10% в первый год или 12-15% за два года) начнутся политические проблемы – и вот тогда правительство начнёт принимать решения, которые как раз могут вызвать острый кризис.
4) Долгосрочные проблемы эмиграции/"утечки мозгов" будут больше чем в 1918 и 1990-м, хотя любая волна эмиграции происходит в период тяжелого экономического кризиса - и, значит, последствия непосредственно утечки мозгов трудно выделить из общих причин спада и стагнации.
5) Разные правила и институты, вводимые по ходу (снижение стандартов, дополнительные полномочия госорганов, и т.п.) будут мешать экономическому росту после того как все закончится и каждое новое правило/институт будет потом трудно убрать.
Комментарии
3Падение импорта составило ~ 37% - не такое драматическое, как представляется автору. Более значимо для укрепления курса - отсутствие Минфина как основного покупателя валюты, как было в прошлом году и ранее (по бюджетному правилу). По итогам года будет понятно, как сильно упал импорт - насколько все действительно плохо. Пока это - первая реакция на кризис и лавину санкций, когда никто пока не понимает как работать дальше...
при обязательной продаже предприятиями валютной выручки для государства выгоден низкий курс валюты, это влияет больше чем отсутствие спроса на валюту на курс рубля
Уважаемый автор, отредактируйте, пжл, Вашу статью. У Вас довольно много разных ошибок. На мой взгляд, уровень "Клерка" обязывает держать определённую планку грамотности в материалах. Благодарю за понимание.