С 1 января будет внедрен АСК НДС 3.0. Сверка платежей и счет-фактур идёт мгновенно. Вскрыты прошедшие годы. Программа автоматом подключает сотрудников УЭБиПК. Это — сборник распространенных пугалок.
ФНС начали массово рассылать запросы, где пишут, что АСК НДС знает про юридическое лицо и его директора абсолютно всё. Фотография такого запроса на картинке ниже.
На самом деле, модуль АСК НДС почти ничего из перечисленного в запросе не показывает.
Ниже я расскажу про реальную работу системы АСК НДС.
-1-
АСК НДС — это просто модуль, надстройка к налоговой программе «АИС налог-3». Этот модуль рассчитывает только разрывы по цепи НДС.
АСК НДС написан ГНИВЦ, государственной которой, которая делает сейчас почти всё ПО для ФНС. Вспомните любое государственное программное обеспечение. Обычно, оно всегда кривое-косое. АСК НДС — из той же оперы.
Сейчас, в предновогодние недели, АИС, а вместе с ним и АСК НДС, вообще стабильно висят. Традиционно падает сеть, не выдерживает нагрузки.
-2-
«Завтра мы внедрим «АСК НДС 3.0 и вам всем хана».
АСК НДС 3.0 вообще не существует. Это байка. Миф, который поддерживают сами налоговики. Главная пугалка этого мифа, что в 3 серии АСК НДС научится мгновенно сверять банковские платежи и счета-фактуры.
Вот почему этого не будет в обозримом будущем: АСК НДС и «АИС Налог-3» черпают данные по банковским проводкам из «ФИР Банки». ФИР — это ещё одна налоговая прога.
В теории, ФИР должен на автомате подтягивать выписки из всех банков. На практике, это не работает. Если в ФИР что-то и попадает, то только чудом. В ФИРе стабильно нет информации по последним кварталам.
По предыдущим кварталам информация всегда попадает только частично: может быть 10-20-50% от операций. Как повезет.
Большие банки, у которых множество региональных подразделений по всей стране, часто имеют разрозненное программное обеспечение. Центральное московское подразделение со своим БИКом и ПО. Это подразделение может более-менее нормально отчитывается в ФИР Банки. А где-нибудь в Свердловске ПО этого же банка может месяцами вообще не иметь электронной связи с налоговой. Просто сломалось и всё. Ждите, когда-нибудь починим. И если налоговикам что-то нужно именно из свердловского отделения данного банка, они пишут письмо и посылают его в бумажном виде. Через неопределенный срок придет ответ. Если не потеряется. О том, что данные из этого свердловского отделения будут грузиться в ФИР банки, речи нет вообще.
Ещё ФИР банки частенько меняет приход и расход местами. Т.е, то, что на ваш юрик приходит от клиентов, прога ставит в графу «расход».
Никакие операции с картами и эквайрингом в ФИР банки тоже не попадает. Карточные операции ФНС не видит вообще, для них это слепая зона.
Из всего вышесказанного, на выходе мы получаем информационный мусор, непригодный в использовании.
Сами сотрудники ФНС обо всём этом чудесно знают. Поэтому, они никогда не пользуются данными из ФИР банки, это просто потерянное время. Сотрудники сразу делают запросы в банки и ждут, пока банк пришлет человеческую выписку. И только после этого начинают сверку.
Сделать запрос по счету сотрудник территориалки просто так не может. Каждый запрос в электронном виде должен подтвердить зам начальника территориалки, запрос должен иметь какое-то обоснование.
Таким образом, чтобы АСК НДС 3.0 смог получать сведения из банков и делать сверку на автомате, сначала нужно целиком перестроить систему ФИР и АИС, корректно интегрировать её во все банки страны. Обучить персонал налоговой и банков. И только после этого модуль сможет корректно работать. По моим подсчетам, это задача минимум на год-два.
ГНИВЦ в данный момент рожает новый модуль, с функцией «визуальный сетевой анализ». Если простым языком, то новый модуль ищет связи юрлиц по всей цепи. Когда внедрят модуль — не известно. Но и новый модуль тоже подсасывает информацию из ФИРа. И тоже не умеет сопоставлять суммы и с-ф.
-3-
Налоговики начали массово подключать сотрудников УЭБиПК. Это на самом деле так. В чем суть. Сотрудники ФНС во многом оказались бессильны против качественного бумажного НДСа. Программа не показывает разрывов. Однако, юрик платит совсем мало налогов. Дальше у налоговиков два пути.
Путь первый: провести титанический труд по разбору работы данного юрлица, выявить его реальные косяки и предъявить. Это загрузит сотрудников контрольно-аналитического отдела на неделю. Ни на что другое у них времени не останется чисто физически.
Путь второй: прислать очень абстрактное требование. Формулировка максимально водянистая: вы заплатили мало налогов. Ни в коем случае не уточнять, каких именно налогов и в каком количестве. Как в запросе на фото.
Дальше вызвать директора на комиссию. На комиссии прямо напротив дира посадить сотрудника УЭБа. Сотрудник УЭБа должен грозно смотреть директору в глаза, издавать пугающие звуки и иногда непроизвольно тянуться к кобуре.
На выходе получаем бледно-зеленого директора, которому нужен нашатырь и валокордин. Ничего конкретного ему не предъявили и не сказали.
Времени сотрудников налоговой потрачено всего час. Но директор готов сознаться во всём на свете.
Написано в шуточной форме, но именно так и происходит.
Это прост факт. Вместо наработки доказательной базы налоговики перешли к самому банальному запугиванию. Страх работает быстрее и эффективнее.
Почему начали работать именно так, объяснить очень просто:
Хорошие исполнители бумажного НДС научились весьма качественно обходить систему АСК НДС. Разрывов может вообще не возникать, деревья зеленые или желтые. Отработать такое дерево руками, опросить кучу директоров — это гигантская трата времени.
Если же всё это сделать, то будет камералка и выездная проверка. Выездная проверка — это полтора-два года работы с налогоплательщиком, тонны документов, сотни-тысячи человекочасов сотрудников ФНС. Крупные выездные проверки могут вообще на время парализовать работу отделов КАО и ВНП.
Получится ли через полтора-два года работы получить с этого юрлица хоть что-то в бюджет — тоже большой вопрос.
Намного эффективнее тупо запугивать всех подряд. Кто-то пойдет и сразу заплатит. И здесь присутствие сотрудников УЭБа — лучший помощник. Люди инстинктивно боятся ментов. Когда-то в стране была налоговая полиция. И их боялись. Потом ФНС и полицию разделили и ФНСников бояться перестали. Сейчас, фактически, опять идет слияние.
Нужно просто принять новую реальность: теперь вместе с ФНС всегда будет УЭБ. Бояться ни тех, ни других не нужно. Что нужно, так это более тщательно продумывать систему собственной безопасности.
Вообще, с такой загрузкой УЭБа на мероприятиях по запугиванию, времени на отработку реальных злодеев у них теперь будет меньше.
ФНС просто заваливает УЭБ запросами. УЭБ, в свою очередь, пытается максимально сползти на стандартные отписки. Иначе, они просто захлебнутся в ФНСной рутине.
Комментарии
74Думаю, что против работы такой системы возражают очень влиятельные люди. Их возможности противодействовать внедрению сопоставимы с возможностями желающих повысить собираемость. Но. 1) база со всеми сч/ф есть. данные накапливаются и когда-нибудь пригодятся. 2) Есть время, чтобы программы отладить и довести до ума. 3) Если в платежки ввести реквизиты сч/ф или сделать отдельные банк.счета для НДС, то технологические проблемы - это просто вопрос времени. С кого взыскивать по прошествии времени, тоже найдут.
Достаточно НДС собирать не с поставщика, а с покупателя, как налогового агента и все встанет на свои места.
Т.е. сделать НДС оборотным налогом? Сильно...
Так он по своей логике и должен быть таким. Кстати, они и долю вычетов считают будто бы он оборотный.
Т.е. это у вас такая логика, что все должны отстегнуть 20% государству со всей выручки? ;) Хороша ж логика...
То есть сделать его налогом с продаж?
А, у него другая сущность?
Да, другая, причем принципиально.
Налог с розничных продаж платится с _уже_полученной_ выручки.
Львиная доля НДС платится при _покупке_ материалов, когда еще никакой выручки нет (и будет ли?).
А Вам, как покупателю, какая разница: заплатить этот НДС в стоимости покупных материалов поставщику или выделить ее отдельным платежом в адрес ФНС?
Разница есть производителю: он ничего еще не продал, а НДС вынужден платить.
Логика на грани фантастики. ))
Да нет, с логикой как раз все в порядке. Поскольку сам факт оплаты не означает, что что-то уже продано. Или надо рассказать о том, что такое реализация?
Факт оплаты означает возникновение обязательства по уплате НДС у получателя средств. И этому авансовому НДСу глубоко фиолетово на переход права собственности.
Так о том и речь - ничего не продано, а НДС отдай. Следите за ходом беседы :)
Не путайте причинно-следственные связи. Производителю, вооще, кайф: аванс получил - НДС за тебя уже заплатил покупатель, отгрузил без оплаты - долг по НДС за покупателем. Единственный минус в такой схеме - уменьшение оборотных средств у производителя, т.к. суммой НДСа он мог внутри квартала покрутить.
И в чем же кайф? Отдать 20% выручки государству что ли? У меня ощущение, что вы не в курсе, что по НДС существуют вычеты.
Моншери, я вас умоляю )) Никто не предлагает изменить структуру НДС и сделать ее аналогичной УСНО 6% ))))
Как же не предлагают? Именно это и предлагали. Я ведь даже переспрашивала про то, оборотный налог тут предлагают или нет :)
Спасибо, что поняли меня )
Ну, да, как в анекдоте:
Мое предложение было: НДС собирать не с поставщика, а с покупателя, как налогового агента.
Т.е. платить 20% с оборота предлагаете все-таки? ;) И кто в этой стране будет заниматься производством при таких условиях?
Почему с оборота? Декларацию сдаем раз в квартал. Что там насобирается, то и уплатите. Точнее не вы, а за вас ваши покупатели.
А вычеты вы как собираетесь при этом получать, можно узнать?
Как и раньше. Ничего не поменяется. Арифметика вся та же, что и сейчас. Покупатель должен заплатить за сделку с вами некий НДС, вы имеете право на вычет этого НДСа.
@Над.К, мне просто захотелось пофантазировать на тему, вот и поддержал @VikaV2193 ))) От изменений сторон в обязательствах по уплате НДС ничего, от слова "совсем" не поменяется. Голая арифметика. Только КНД 1151001 вверх тормашками сдавать будем )))))
Откуда вычитать-то, если покупатель уже у вас НДС урвал и отдал в бюджет? :)
А зачем Вам его вычитать откуда то? Вы просто не уплачиваете свой, а платите чужой только не поставщику а ФНС. Ваш НДС платит покупатель не Вам, а ФНС.
А, т.е. мало того, что мне 20% не даст поставщик, я еще и чужой НДС уплачу в бюджет. Сильно.
Вы и сейчас его платите, только поставщику, а не в бюджет
Я так понимаю, что система вычетов по НДС вам не знакома?
Да, знакома мне система вычетов. )) Это я предлагаю к тому, что бы всей этой мути с вычетами не было, потому как все "схематозы" от этого самого и происходят. А, через налогового агента никаких вычетов не нужно, уплата налога становится более прозрачной, потому как без посредников.
Да что ж такое... Вы предлагаете тупо заплатить 20% от оборота в бюджет. Без всяких вычетов. Потому что в том, что вы тут написали, вычеты не наблюдаются
Вы платите 20% с оборота тупо поставщикам. )) Это Вас почему то не смущает. Налоговый агент платит поставщику сумму за материалы а НДС в бюджет. Вам как покупателю какая разница кому платить?
Простите, с чьего оборота? :) С моего? Чем дальше в лес...
А НДС, уплаченный поставщикам, я у себя ставлю в вычет. Вы это понимаете? А в вашем случае, где этот вычет?
Да, я знаю, что Вы делаете, я делаю так же точно в своей работе. Вы вычет из той суммы что отгрузили, грубо говоря. В том что я предлагаю, Вам вычет не нужен в принципе, потому что нет суммы из которой этой вычет делать. Налоговая база не с отгрузки а вообще ее нет. НДС платится налоговым агентом с покупки и всё. На ставке 20% я не настаиваю нисколько. Я описала только принцип.
Так не бывает :) Даже когда есть налоговое агентство, база есть. Иначе не было бы налога.
Ваш принцип слишком дорого обойдется бизнесу. Он просто прекратит своё существование. Оборотный НДС - это абсурд. По сути это называется налог с продаж и мы это уже проходили. Правда, с наличного оборота, но суть та же.
Да, это так. Ее нет в обычном нашем понимании, база есть, конечно, это суммы оплаты поставщикам.
Ну, почему же абсурд то? По своему фактическому устройству на сегодняшний день НДС сейчас и является оборотным налогом. Уклоняться будет очень трудно и все. Некоторые из бюджета нахаляву не возместят. Это справедливо на мой взгляд. Пересмотреть ставку и все, сделать ее приемлемой для бизнеса. Можно собирать этот налог без головной боли типа, "проверь своего поставщика", не понятно как и с какими перспективами, убей на это средства и время с нулевым результатом.
Оборотные налоги сами по себе абсурдны. И раз сто тут уже это обсуждали. У всех разные затраты. У кого-то себестоимость 90%, а у кого-то 10. А уж брать оборотный налог просто с перевода денег, дважды абсурдно.
И для оборотных налогов тем более вот эта конструкция с налоговым агентством никакого смысла не имеет.
Это утверждение можете обосновать, а не просто заявлять?
Так а что тут обосновывать? Оборот по счетам налоговой прекрасно и так виден. Никаких проблем со сдиранием части денег из оборота и без налогового агентства не будет.
Для налоговой нет разницы с кого сдирать оборотный налог, есть разница для предпринимателей. Это стимулирует производство сокращать затраты на материалы, что бы уменьшить налог. В конце концов получается справедливо.
Чего-чего? Слушайте, ваши познания в экономике все больше удивляют. О вашем понятии справедливости я даже и не говорю )) Вероятно, о том, что в затраты входят, например, зарплата, вы не знаете. Её, наверное, надо вообще никому не платить. Ибо нефиг :)
Вы что конкретно имеете против? Вы не согласны, что в данном случае чем меньше затраты на покупку материалов тем меньше налог, что ли?
При чем здесь зарплата? Вы это к чему приплели? Обсуждаемая тема НДС уплачиваемый налоговым агентом, забыли?
Я не согласна с диким предложением таким образом что-то стимулировать. Ибо итог вашего предложения будет один - смерть экономики.
Т.е. вы и этого не понимаете, рассуждая о налоге с оборота? :)
На сим не вижу повода далее продолжать бессмысленную беседу.
Вы не согласны с утверждением что стимулировать производителя можно снижением издержек и экономией ресурсов? Обалдеть! Да у предпринимателя же прибыль увеличивается. )
А,каким образом налоговое агентство по НДС влияет на зарплату?
Для меня имеет смысл, мне хочется разобраться, что именно Вы имеете в виду.
Термин "налог с оборота" предложен Вами. Я именно о нем не рассуждаю. Я буквально сказала, что НДС является на сегодняшний момент таковым. И тут нечему удивляться или не соглашаться. Я бы называла предлагаемый НДС через налогового агента, чем то похожим на налог на потребление.
Надо повышать рентабельность, сокращать издержки. Для этого пригодятся те интеллектуальные ресурсы, которые высвободятся при отмене НДС, сейчас направляемые на его правильное исчисление и минимизацию.
Даешь налог с оборота 5% вместо НДС и налога на прибыль! Лишних инспекторов ФНС и налоговых схемотехников - на объекты капиталистического хозяйства!
Так вроде как покупать НДС станет не нужно.
Мысль, в общем и целом интересная, только это один фиг ничего не решит, т.к. речь идет не о единичной сделке, а процессе внутри квартала. А внутри квартала мы все и поставщики и покупатели и у тех и других к концу квартала не всегда есть денежка ))))
Так с покупателя его сейчас и собирают.
Купили материалы за 100+20, выручки нет никакой, а 20 денег НДС уже уплатили.
Кто собирает с покупателя? Поставщик, а я говорю о налоговой.
Ещё раз:
Покупатель платит продавцу 120 р., _в_том_числе_НДС_20р_
100 за реально нужные материалы, _20_ кесарю.
Потом продает свое изделие, например, за 144 и _доплачивает_ НДС 4р.
======
Ещё красивее это выглядит при импорте, когда в базу для НДС входит ещё и ввозная пошлина.
Ну, прекрасно!
Покупатель платит продавцу - 100 и НДС - 20 кесарю.
Потом продает свое изделие. Ничего больше не доплачивает. За него платит кесарю его покупатель.
Простите, а в первый раз покупатель за что платит? :)
С покупки материалов надо полагать. )
Т.е. один раз уплатил 20, когда продавцу платил, а потом с него еще и его покупатель 20 сдерет, чтобы в бюджет отдать? Красота, мечта Минфина прямо ))
Это откуда такой неверный вывод? Ваш покупатель тоже налоговый агент в этом случае.
заменить, как в США.
Просто отменить.
Знакомой ИФНС прислала требование предоставить копии документов по сделкам с рядом компаний, начиная с 4 кв.2017 г. Все компании левые-прилевые. По сделкам с реальными компаниями никаких вопросов.
К сожалению действительно все ходы записаны и разматывать накопившийся клубочек могут и через пару лет. Так что перезапускать периодически бизнес очень даже актуально (понятно, что могут не все).